Конспект урока географии 9 класс: Районирование территории Казахстана

Цель: организовать деятельность учащихся по усвоению особенностей хозяйственного комплекса экономических районов, их специализации, отраслевой, территориальной и функциональной систем, структуре развития  регионов, проблемы экономического развития в условиях рыночной, смешанной модели экономики. 

Задачи:

- Способствовать формированию понимания учащимися роли экономического районирования в  развитии экономики страны, его влияния на имидж государства в мировой экономической системе;

- Обеспечить  усвоение знаний об особенностях экономических районов и тенденциях их экономического развития;

- Организовать деятельность учащихся по выявлению современных особенностей размещения ТПК в пределах экономических районов и условиях их интеграции;

- Содействовать развитию у школьников умений применять разнообразные источники географической информации для комплексной характеристики экономических районов и выявлению их специализации: карты полезных ископаемых, комплексных экономических карт, карт населения; составлять и анализировать таблицы, читать диаграммы; проводить исследования на основе статистических материалов, картографических пособий и Интернет-ресурсов;

- Обеспечить развитие умений создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных территорий (экономических районов);

- Содействовать развитию ИКТ-компетентности и познавательного интереса обучающихся, организуя работу с разнообразными электронными ресурсами, выполнение заданий с помощью компьютерной техники и программного обеспечения;

- Способствовать формированию у учащихся чувств уважения к социально-экономическим достижениям Республики Казахстан.

Основное содержание темы:

Районирование территории Казахстана, территориальная организация производства и экономическое районирование, промышленные узлы и территориально-производственные комплексы, план изучения экономического района.

Планируемые результаты:

Личностные:

- Эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу;

- Развитие осознанной мотивации к изучению экономических районов Казахстана, вопросов и проблем, которые существуют в них,

- Знакомство и приобщение к миру профессий, стремлении осуществить осознанный выбор будущей профессии;

- Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Системно-деятельностные:

Познавательные:

Умение учебно-исследовательской деятельности с различными источниками информации, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, делать обобщения; сравнивать экономико-географичесике объекты.

Регулятивные:

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы; организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять из на практике, оценивать достигнутые результаты; вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, картографических пособий, Интернет-ресурсов, осуществлять ее преобразование, сохранение и передачу; выполнять учебное действие в соответствии с задачей.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения в совместной деятельности; осознанно использовать речевые, графические, картографические средства для предоставления результата деятельности.

Предметные:

В познавательной сфере:

знание

- Понятий о экономическом районировании, географическом разделении труда, экономико-географическом положении, промышленном узле, территориально-производственном комплексе, кластере и технопарке;

- Основные тенденции и проблемы развития экономических регионов;

- Причинно-следственные связи природных условий, ресурсов и специализации хозяйства;

- Главные отрасли специализации экономических регионов, ТПК, промышленных узлов и городов, определяющих их «экономическое лицо»;

В ценностно-ориетационной сфере:

Понимание роли экономических районов в экономике страны и интеграции экономики страны в мировую экономическую систему.

В сфере географической деятельности:

умение

- Применять географические знания для объяснения и оценки особенностей развития  промышленности Казахстана, уровня территориальной организации производства;

- Применять географическое мышление для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику изучаемых процессов и объектов;

- Создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях хозяйства  на основе разных источников географической информации, сопровождать выступление презентацией;

- Составлять  по плану экономико-географические характеристики экономических районов;

- Сравнивать экономические регионы, отрасли, ТПК, выявлять черты сходства и различия, выводы;

- Определять местоположение на карте названных в тексте физических, экономических, политических, политико-административных объектов.

Организация образовательного пространства:

Оборудование: интерактивная доска, персональные компьютеры.

Ресурсы: учебник экономической и социальной географии для 9 классов, физическая карта Казахстана, политико-административная карта Казахстана, атлас и контурные карты по экономической и социальной географии Казахстана.

Формы работы: фронтальная (Ф), групповая (Г), в парах (П).

Технология изучения темы

1 этап: самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель: актуализировать имеющиеся знания об особенностях экономики страны

Учитель:

Раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения; сообщает о значимости содержания урока в понимании влияния географических, исторических, социально-экономических факторов на особенности развития и территориальной организации производства;

Раскрывает характер самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в группах, требования к выполнению группового задания.

Актуализация субъектного опыта учащихся:

1. Определите, используя карту атласа «Полезные ископаемые», в каких областях Казахстана можно развивать отрасли черной, цветной металлургии и нефтедобывающие? Объясните почему?

2. Вспомните кто и когда впервые выделил в Казахстане экономические районы?

3. Что такое специализация предприятия?

Форма работы: Ф

2 этап: учебно-познавательная деятельность

Цель: обеспечить усвоение знаний экономико-географических особенностях экономических районов Казахстана, территориальной структуре организации производства, организуя самостоятельную познавательную деятельность учащихся с различными источниками географической информации.

Изучение нового материала

Учитель сообщает об особенностях районирования территории Казахстана, подчеркивает объективную необходимость этого главного  географического метода при изучении любой большой страны. Раскрывает определения: специализация; экономический район; территориальное разделение труда.

Ситуативные задания:

1. Выделите условия, необходимые для специализации при выделении экономических районов.

2. Определите по карте местоположение, границы и состав каждого экономического района

3. Определите самый маленький по площади экономический район

4. Определите самый большой по площади экономический район

Форма работы: П

Учебные задания и методы работы с информацией

Задание

Откройте электронный ресурс: презентацию «Пять экономических районов Казахстана» (по Н. Н. Баранскому; три группы отраслей хозяйства: специализированные, вспомогательные отрасли (электроэнергетика, транспорт, связь и др.), отрасли обслуживания – удовлетворение нужд населения)

Выделите отрасли специализации экономических районов, исходя из природных предпосылок.

Форма работы: Г

3 этап: интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения особенностей экономического районирования

Задание 1

Заполните таблицу:

Экономический район

Состав

Территория

Население

Полезные ископаемые и природные условия

Специализация

Форма работы: Г

Задание 2

составьте  план характеристики экономических районов

Форма работы: П

4 этап: диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Районирование территории Казахстана»

Учитель организует экспресс опрос учащихся по вопросам теста (учебник, страница 287)

5 этап: Рефлексивная деятельность

Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результаты своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1 (самоанализ). Подчеркните вариант ответа и закончите предложения:

1. Мне было легче работать над выполнением заданий:

a) в группе;

b) в паре;

c) индивидуально,

потому что:________________________________

Задание 2 (самооценка). Закончите предложения:

1. Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)  ______________

2. Я не доволен (льна) тем, что сегодня____________

Размер:
18.76 Kb
Скачали:
19