Конспект урока географии 9 класс: Этнический и религиозный состав населения республики Казахстан

Автор: Воронова Елена Владимировна, учитель географии КГУ «СШ №20 с. Мирное» Осакаровского р-на, Карагандинской области

План-конспект урока социальной и экономической географии Казахстана в 9 классе

Цель урока: Рассмотреть этническую структуру населения, языковые группы на территории РК, религиозную структуру населения, в контексте  трёх основных религий. 

Задачи урока реализуются через стратегии и приёмы технологии критического мышления:

1. Ученики обобщают знания о народах, проживающих на территории Казахстана – таблица «Знаю-Хочу знать-Узнал»;

2. Ученики развивают умение самостоятельного поиска географической информации – работа с учебником и атласом в малых группах, работа с карточками.

3. Ученики учатся выражать свою точку зрения;

4. Ученики обобщают знания по теме урока - приём «Синквейн» (пятистишие).

5. Проверка усвоенных на уроке знаний в  графе  «Узнал»  таблицы.

 

Ход урока

Стадия «Вызов». Сообщение цели урока, пробуждение интереса к теме, подготовка учащихся к предстоящей работе. 

 

Стадия «Осмысление». Основная информация по теме урока.

Население Казахстана – это сообщество многих народов. Так как слово «народ» употребляется в различных смысловых значениях, учёные используют понятие «ЭТНОС» - отдельный народ со своей культурой, языком и исторической территорией.

Часть этноса, проживающая за пределами своей страны – ДИАСПОРА.

Наука изучающая народы, их состав, происхождение, расселение, культуру и быт – ЭТНОГРАФИЯ.

Понятие ДИАСПОРА рассматриваем на примере распределения казахской диаспоры по всему миру. Численность представителей казахского этноса в мире – 15 млн. В Казахстане из них проживает – 10млн. Казахская диаспора проживает в 44 –х странах мира и является одной из самых больших в мире.

 

Как вы думаете, что является важнейшим признаком ЭТНОСА? (Язык). В графе таблицы «Знаю» составьте кластер «ЯЗЫК». Отразите в каких значениях употребляется этот термин. Сделайте вывод: язык  - важнейший признак этноса. В Казахстане проживают представители 130 народов.

- Рассмотрим наиболее крупные этносы на территории Казахстана. За 1-2 минуты проанализируйте в группах данную диаграмму. Какую информацию вы добыли?

- Крупнейший по численности, государствообразующий этнос страны – КАЗАХИ. – 9 млн 541 тыс.чел.

- Второе место по численности – РУССКИЕ– 3млн 870 тыс.чел.

- Третье место -  УЗБЕКИ (463 тыс.чел) и УКРАИНЦЫ (423 тыс.чел)

- Четвертое место – УЙГУРЫ, ТАТАРЫ, НЕМЦЫ

- Пятое место - КОРЕЙЦЫ

(8 народов составляют 96% всего населения РК) 

Так как язык – главный признак народа, классификация народов строится по ЯЗЫКОВОМУ ПРИЗНАКУ. Подумайте и ответьте, на что может указывать сходство языков разных народов. (На их общее происхождение). Следовательно, лингвистическая (языковая) классификация наров является так же и этнической. 

В данной классификации 3 ступени.

1. Отдельный народ.

2. Языковая группа (её образуют близкородственные по языку народы).

3. Языковая семья (объединяет группы народов, языки которых имеют родство).

 

Анализ таблицы. Вопросы к классу:

1. Какие народы составляют тюркскую языковую группу? (казахи, узбеки, татары, азербайджанцы, турки, башкиры, чуваши).

2. Какую языковую группу образуют курды и таджики? (иранскую)

3. В какую языковую  группу входят русские, украинцы, белорусы, поляки? (славянскую)

4. К какой языковой семье относятся тюркская и корейская языковые группы? (Алтайской)

Основная часть народов Казахстана входит в состав 5-ти языковых семей.  Назовите самый многочисленный этнос в тюркской языковой группе (казахи), в славянской  (русские).

В графе «Знаю» таблицы в круговой диаграмме Венна учащиеся отмечают сходства и различия казахского этноса и узбекского этноса.  Учащиеся должны будут указать, что схожи у данных народов языковая группа, языковая семья.

Пользуясь учебным атласом, определите районы расселения народов на территории Казахстана. Казахи проживают на всей территории Казахстана, но почти половина  - в Южно-Казахстанской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской областях. Во всех регионах есть русские,  немцы, украинцы, белорусы, но главный район их проживания – Север, Центр, Восток.

С национальным составом тесно связаны религиозные верования населения. Все религии делятся на ЯЗЫЧЕСКИЕ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ, МИРОВЫЕ. В конфессиональной структуре населения Казахстана преобладает ИСЛАМ сунитского направления(7%).(казахи,узбеки, татары, уйгуры, турки, киргизы, башкиры, курды, чеченцы, ингуши, дунгане)

Азербайджанцы – приверженцы шиитского  направления ислама.

Вторая по числу верующих религия – христианство православного направления. (28%) (русские, украинцы, белорусы, болгары, молдаване, греки, чуваши, мордва, удмурты и др).

Больше всего мусульманского населения проживает на ЗАПАДЕ и ЮГЕ.

Немцы – протестанты и католики, корейцы – протестанты, поляки – католики. Христиане проживают во всех областях страны, но большей частью  - на СЕВЕРЕ, ВОСТОКЕ  и в ЦЕНТРЕ.

Объясните закономерности рассредоточения религиозных конфессий. (Прямая зависимость от расселения этносов по территории Казахстана).

 

Стадия «Рефлексия»

Задание группам –

1. заполните в таблице графу «Узнал». Проверка усвоенных знаний.

2. Придумайте сообща пятистишие о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке, согласно правилам составления синквейна.

Оценивание: активность на уроке, работа в группах, пятистишия, ответы спикеров групп.

3. Домашнее задание: параграф 5 читать, задание 6 выполнить в тетрадях.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter