Конспект урока: Линии напряженности электростатического поля. 10 класс.

Цель урока:  сформировать представление учащихся о распределении электростатического поля в пространстве.

Задачи:

- формировать понятие  линий напряженности электростатического поля.

- развитие творческих способностей ученика на основе эксперимента.

- воспитывать дисциплинированность

Оборудование: ПК, программа Физикона «Физика, 7-11 класс».

Демонстрация: видеоклип «Силовые линии электростатического поля»

Ход урока.

 

I.   Организационный этап.
II.  Актуализация знаний. (10 мин)

Фронтальная беседа по вопросам

У доски

  1. Какой раздел физики мы изучаем с вами на данном этапе?

(Электродинамика – изучает электромагнитное взаимодействие заряженных частиц. Электростатика – раздел электродинамики, изучающий взаимодействие неподвижных электрических зарядов)

  1. Почему существование тел стабильных размеров невозможно объяснить только наличием сил гравитационного притяжения? (Структура Вселенной формируется гравитационным притяжением тел. Однако наличие лишь сил притяжения привело бы к неограниченному гравитационному их сжатию. Для существования тел стабильных размеров должны действовать силы отталкивания между частицами. Такими силами являются силы электромагнитного взаимодействия)
  2. Что характеризует электрический заряд? (Электрический заряд - способность частиц к электромагнитному взаимодействию)
  3. Как взаимодействуют электрические заряды? (Одноименные отталкиваются, разноименные – притягиваются)
  4. Мы с вами говорили о силе   взаимодействия электрических зарядов, как называется эта сила? Сформулируйте закон Кулона. (Сила Кулона. Сила взаимодействия между двумя неподвижными точечными зарядами, находящимися в вакууме, прямо пропорциональна произведению модулей зарядов, обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними и направлена по прямой, соединяющей заряды.

 

Карточка 1  Назовите и сформулируйте определение силовой характеристики электростатического поля. (Напряженность. Напряженность электростатического поля - векторная физическая величина, равная отношению силы Кулона, с которой поле действует на пробный положительный заряд, помещенный в данную точку поля, к величине этого заряда)

Карточка 2. Направление вектора напряженности.

(Направление вектора напряженности совпадает с направлением силы Кулона, действующей на единичный положительный заряд, помещенный в данную точку.

Вектор напряженности направлен от положительного заряда.

 

+

 

 
   

 

 

 


Вектор напряженности направлен к отрицательному заряду)

 

-

 

 

Тест на ПК.

1. Возможно ли существование частицы без электрического заряда, а электрического заряда без частицы?

1. Частица без заряда существует, а заряд без частицы нет

  1. Частица без заряда и заряд без частицы существуют
  2. Частица без заряда и заряд без частицы не существуют
  3. Частица без заряда не существует, а заряд без частицы существует

2. Частица, обладающая наименьшим положительным зарядом - это ...

1. нейтрон

2. электрон

3. протон

4. ион

3. Если у тела количество протонов больше количества электронов, то оно ...

1. не имеет заряда

2. положительно заряжено

3. отрицательно заряжено

4. может быть как положительно, так и отрицательно заряжено

4. Силы, действующие между заряженными частицами, - ...

1. ядерные

2. гравитационные

3. электромагнитные и гравитационные

4. электромагнитные

5. Тела, обмениваясь электронами, приобретают заряд. Приведенное выражение

формулирует ...

1. закон сохранения электрических зарядов

2. закон Кулона

3. процесс электризации

4. процесс сохранения энергии

6. Частица, пролетающая над положительно заряженной пластиной, является ...

1. протоном

2. нейтроном

3. атомом

4. электроном

7. Сила взаимодействия между двумя точечными зарядами при увеличении

модуля одного из зарядов в 5 раз

1. увеличится в 25 раз

2. увеличится в 5 раз

3. уменьшится в 5 раз

4. уменьшится в 25 раз

 

III.  Изучение нового материала. (10 мин)

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter