Конспект урока: Вирусы. 9 класс

Цель: углубить знания по данной теме.

Задачи: выяснить особенности и продолжительность существования вирусов; их роль;

- научить учащихся распознавать вирусные инфекции, предупреждать их и бороться с ними;

- профессиональная ориентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала:

а) Определение темы, целей и задач урока.

    Сегодняшний урок мы с вами начнём с небольшого видеосюжета.

   Видеосюжет №1 (00.22 – 02.02).

   С давних пор существовала версия, что нельзя вскрывать ничьи гробницы. Люди после этого заболевали очень серьёзными заболеваниями и умирали. В те времена считали, что это было ничто иное, как проклятие фараона. Что же было в данном случае? Внимание на экран.

   Видеосюжет №2 (02.39 – 03.33).

   Сегодняшний урок мы с вами посвятим вирусам. Откройте тетради и запишите тему урока: «Вирусы».  Это понятие вам уже встречалось на уроках биологии, но сегодня мы поговорим об этом подробно. Во-первых, мы должны с вами выяснить: что такое вирус, в чём суть этой особой формы существования, как долго они существуют на нашей планете, какова их роль. Во-вторых, мы должны вооружиться знаниями согласно поговорке «Тот вооружён, кто предупреждён». Раз опасность есть, то мы должны её знать, распознавать, уметь с ней бороться, а не сидеть, сложа руки. И, в-третьих, возможно сегодняшний урок для кого-то станет решающим в профессиональном выборе и может быть кто-то из вас станет врачом, или микробиологом, или бактериологом, или, в конце концов, вирусологом.

    б) Историческая справка.

        Вирусы были открыты русским учёным Дмитрием Ивановичем Ивановским в 1892 году. Этот гениальный учёный родился в 1864 году в Петербургской губернии. Окончив с отличием гимназию, в августе 1883 года он поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет, по естественному разряду. Под руководством таких знаменитых учёных, работавших в то время в университете, как Сеченов, Бутлеров, Докучаев, Дмитрий Иванович с увлечением и большой ответственностью работал в научном биологическом кружке и проводил опыты по анатомии и физиологии. Именно поэтому в 1887 году ему предложили поехать в Бессарабию для изучения заболевания табака, наносившего огромный ущерб сельскому хозяйству. На основании наблюдений и различных опытов Ивановский пишет диссертацию на тему: «Мозаичная болезнь табака», которая вызвана особыми отфильтрованными бактериями. Их в последствии и назвали вирусами.

    в) Характеристика вируса.

      В переводе с латинского «вирус» означает «яд». Он представляет собой особую неклеточную форму жизни. Вирус имеет довольно простое строение: в центре находится генетический материал – либо ДНК, либо РНК. Эта молекула окружена белковой оболочкой (демонстрация схемы строения вируса, которую учащиеся зарисовывают себе в тетрадь; схему см. в приложении №1). Вирусы примерно в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, т.к. их длина меньше длины световой волны. Принципиальной и наиболее существенной биологической особенностью любого вируса является следующая: вирусы не способны размножаться без помощи клеток других организмов. Он проникает внутрь совершенно определённой клетки, и именно эта заражённая клетка превращается как бы в завод по производству вирусов. Клетка не способна в этот период работать и на вирус, и на организм – отсюда и возникает какое-либо заболевание, о чём мы позже ещё скажем. Я не зря сказала фразу «совершенно определённая клетка». Дело в том, что главной чертой любого вируса является его избирательность. Они не могут жить в любой клетке – им подавай свою, именно ту, которую данный вирус может заставить работать на себя. Например, вирус инфекционного гепатита может существовать и размножаться только в клетках печени, вирус гриппа – в клетках слизистой оболочки трахеи и бронхов. Для клетки вирус – это ничто иное, как плохая новость в белковой оболочке.

   г) Размножение вирусов.

       Как же происходит размножение вирусов? Давайте посмотрим видео сюжет (видеосюжет №3: 08.03 – 08.42). Схематически это выглядит следующим образом: обратите внимание на схему показывающую размножение вируса в клетке бактерии; вирусы бактерий называются фаги (демонстрация схем; схему смотри в приложении №2).

    д) Происхождение вирусов.

        Как же вирусы произошли? На сегодняшний день версий очень много. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них (видеосюжет №4: 13.03 – 14.04). Единого мнения о возникновении вирусов нет. Одни учёные считают, что вирусы – это потомки бактерий, другие их считают неклеточными формами жизни, третьи – относят их к неживым веществам. Существует гипотеза, которая говорит о том, что у человека очень много молчащей ДНК, и она не работает на организм, а воспроизводит вирусы. Если собрать вирусологов вместе и задать им вопрос о происхождении вирусов, то они будут очень сильно спорить, разве что не подерутся, об этой проблеме. На сегодняшний день нет истинной версии о том, откуда они появились.

   е) Способность выживать.

       Вирусы очень живучи. Давайте посмотрим один небольшой видео-эксперимент (видеосюжет №5: 03.57 – 04.56). Какой вывод мы можем сделать? Вирусы способны выживать как при очень низких, так и при очень высоких температурах.

Рассматривая такие вопросы как происхождение жизни на Земле, появление человека, можно сказать, что в какой-то степени вирусы бессмертны. Человеку около 2 миллионов лет, а вирусам, как доказывают учёные, около 4 миллиардов лет. Получается, что это мы пришли в их мир, а не они в наш.

   ж) Физминутка.

        Ребята, а теперь я прошу вас встать для физминутки. (Учащиеся выполняют наклона и повороты головой, туловищем, руками). Молодцы! Садитесь.

    з) Вирусные инфекции и причины их возникновения.

     А теперь именно с этой здоровой нотки мы и перейдём к вопросу здоровья. Сегодня уже было сказано о том, что когда вирус поселяется в клетке, он заставляет работать её на себя и в результате этого в организме возникает то или иное заболевание. Вирусы вызывают огромное число заболеваний, как у растений, так и у животных и человека. Вирусные инфекции довольно тяжёлые. Это зависит от многих причин. Выделим некоторые: 1) от того, какие клетки и в каком количестве поражены. Например, поражение клеток головного мозга приведёт к более серьёзной и значительно более опасной болезни, чем поражение клеток слизистой оболочки носа; 2) клетки человеческого организма в процессе роста и развития изменяются. Например, клетка печени – гепатоцит у трёхмесячного ребёнка является недозрелой и поэтому вирусу гепатита А в таких клетках развиваться трудно. Поэтому дети первого года жизни почти никогда не болеют гепатитом, дети постарше болеют очень легко, подростки – потяжелее, а взрослые – тяжело. Поэтому более-менее лёгкие детские инфекции (ветрянка) могут у взрослых протекать очень и очень тяжело; 3)тяжесть болезни во многом определяется состоянием здоровья конкретной клетки. Например, клетки слизистой оболочки бронхов курящего человека слабее, чем у некурящего. Поэтому грипп у курящего человека будет протекать тяжелее.

      Когда в организм человека проникает вирус, то он начинает с ним бороться, вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела, которые нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но существует «но». В одних случаях, пока вырабатываются антитела, вирус успевает натворить такое, что у человека появляются тяжелейшие последствия или его вообще невозможно спасти. В других случаях вирус заражает клетку и прекращает своё действие до тех пор, пока не ослабнет иммунитет человека. Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ОРВИ, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, ВИЧ-инфекция. Сейчас мы кратко поговорим о некоторых из этих заболеваний, а поможет нам группа исследователей.

Сообщения учащихся:

     Бешенство – это инфекционное заболевание, передающееся человеку от больного животного при укусе или контакте со слюной больного животного, чаще всего собаки. Один из основных признаков развивающегося бешенства – водобоязнь, когда у больного затруднено глотание жидкости, развиваются судороги при попытке пить воду. Вирус бешенства содержит РНК, уложенную в спираль, покрыт оболочкой и при разложении в клетках мозга образует специфические включения, которые некоторые исследователи называют «кладбищем вирусов». Заболевание не излечимо.

     Вирусные гепатиты – это острые инфекционные заболевания, вызываемые особыми вирусами, поражающими в первую очередь клетки печени, а также других органов и систем. В настоящее время существуют 5 вариантов данного вируса – гепатиты А, В, С, Д и Е. Наиболее распространён вирусный гепатит А. Вирус попадает в организм через инфицированные предметы обихода, реже с пищей или инфицированную воду. Симптомы следующие: тошнота, отвращение к мясной пище, боли в животе, преимущественно в правом подреберье, возможна как диарея, так и задержка стула, желтушное прокрашивание слизистых, тёмная моча. Данное заболевание характеризуется выраженной сезонностью, с пиком случаев в октябре – декабре.

     Грипп человека – это вирусная инфекция с поражением респираторного и желудочно-кишечного тракта, а также центральной нервной системы. В семейство гриппа входят вирусы гриппа А, В и С. Принято считать, что вирус гриппа С вызывает небольшие вспышки эпидемии, а вирус гриппа В – медленно распространяющиеся эпидемии, появляющиеся раз в 3 – 4 года. Вирусы гриппа В и С инфицируют только человека. Зато вирус гриппа А является причиной массовых вспышек каждые 10 – 15 лет, при этом сложность борьбы с ним вызвана тем, что он постепенно меняет свои свойства и инфицирует птиц и млекопитающих. Важное место в гриппозных вспышках занимают домашние животные. В период между эпидемиями они могут играть роль резервуаров вируса. Впервые вирус гриппа А был выделен у кур в Италии ещё в 1902 году, за 35 лет до выделения вируса человека. Кроме птиц вирусы могут заражать собак, свиней, коров. Грипп сопровождается высокой температурой, ломотой в суставах, слабостью, головной болью, насморком, затруднённым дыханием. Больным назначают медикаментозное лечение, обильное питьё и постельный режим.

     Ребята, а знаете ли вы какие-либо меры профилактики гриппа? В качестве профилактики и защиты рекомендуется кушать чеснок, носить ожерелья из чеснока, ставить в комнате давленый чеснок, употреблять в пищу продукты, богатые витамином «С»: лимоны, бананы, употреблять аскорбиновую кислоту и глюконат кальция.

     Говоря о гриппе, стоит вспомнить осень 2005 года, когда с экранов телевизоров не сходил один и тот же сюжет – мёртвые и умирающие куры, гуси, утки. Догадались, о чём идёт речь? Да, о птичьем гриппе, который в последствии назвали классической европейской чумой птиц, появившейся в Италии в конце 18 века. Наибольшее распространение грипп птиц получил на территории США. По этой проблеме у нас работала группа юных журналистов, которые предложат вашему вниманию хронику событий за последние 20 лет.

Учащиеся представляют материл в виде «Живой газеты».

1983 – 1985 года – в мелких птицеводческих хозяйствах США были отмечены первые вспышки гриппа птиц.

1986 год – вирус появился в 5 северо-восточных штатах США; более чем на половине рынков были обнаружены инфицированные птицы.

1994 год – установлено, что стали распространяться новые разновидности вируса гриппа и распространяться они стали повсеместно.

декабрь 1994 года – эпидемия охватила 156 из 286 ферм в Пакистане, расположенных в радиусе 100 км; было поражено более 2 миллионов голов птиц.

1997 год – 8 вспышек гриппа птиц были зарегистрированы в Италии, значительного ущерба не было.

1999 год – на севере Италии была диагностирована вспышка гриппа у индеек мясного направления, мясных кур, несушек и у водоплавающих птиц; в итоге около 13 миллионов птиц было поражено и уничтожено.

2000 год – вспышка гриппа у индюков в Калифорнии, которая не сопровождалась массовой гибелью, но характеризовалась снижением продуктивности птиц.

2001 год – в 11 штатах Мексики грипп птиц нанёс экономический ущерб на сумму около 10 миллионов долларов, вызывая острые вспышки ежегодно.

май 2002 года – в Чили началась массовая гибель поголовья, и птицефабрику пришлось уничтожить.

2003 год – грипп неожиданно возник в Нидерландах; через 4 месяца было зарегистрировано 212 вспышек, более чем в 800 птицеводческих хозяйствах и в связи с этим уничтожено 13 миллионов птиц.

январь 2004 года – вирус явился причиной заболевания птиц в Корее, Вьетнаме, Японии, Таиланде, где уничтожено более 1 миллиона голов птиц.

март 2004 года - в Таиланде зарегистрировано 12 случаев заболевания людей птичьим гриппом, из них 8 летальных исходов, а во Вьетнаме 23 случая и из них 16 летальных.

2005 год – основательно доказано, что птичьим гриппом можно заразиться по схеме: птица – человек – человек.

июль 2005 – волна птичьего гриппа докатилась до России; заболевание гриппом птицы были обнаружены в 6 административных регионах Сибири.

На 9 ноября 2005 года на территории России зарегистрировано 7, неблагополучных по гриппу птиц, населённых пунктов: в Алтайском крае – 3 пункта, в Курганской области – 1, в Челябинской области – 2,

в Тамбовской области – 1.

Таким образом, в современном мире ни одно государство с развитой птицеводческой промышленностью, не застраховано от внезапного возникновения гриппа птиц.

     Данная хронология показывает огромную скорость распространение инфекции, которая характерна как для животных, так и для человека. По сравнению с 2005 годом, сегодня об этой проблеме мы слышим, конечно, реже, но опасность всё-таки существует и об этом забывать нельзя.

     Ну и конечно же нельзя не сказать ещё об одном вирусном заболевании, которое называют «чумой 20-го века» - вирусе иммунодефицита человека. Первые массовые случаи заражения ВИЧ-инфекцией произошли в конце 1970-х годов. ВИЧ является идеальным вирусом, он поражает, прежде всего, иммунную систему, а потом уже все остальные системы. Поражая иммунитет, вирус изменяет его таким образом, что организм воспринимает все другие вирусы, бактерии, как свои и не способен с ним бороться. ВИЧ вызывает заболевание, называемое СПИДом.

     ВИЧ передаётся следующими способами: 1) через кровь: при использовании нестерильных инструментов, при переливании крови или пересадке органов и тканей; 2) от матери к ребёнку: во время беременности, родов, грудного вскармливания; 3) половым путём.

     ВИЧ не передаётся бытовым, воздушно-капельным путём, через укусы насекомых.

     СПИДом может заразиться любой человек вне зависимости от возраста, пола или рода занятий. Сейчас по официальным данным СПИДом заражено 50 миллионов человек.

     На сегодняшний доказано, что так называемый синдром хронической усталости – это именно вирусное заболевание, поражающее мозг и психику человека. Ежегодно от вирусных инфекций умирает не менее 10 миллионов человек.

     Тот конкретный факт, что вирусы находятся именно внутри клеток человеческого организма, обуславливает главнейшие сложности в лечении любых вирусных инфекций. Очень трудно уничтожить вирус и оставить при этом в живых саму клетку. Сегодня человек объявил войну вирусам. Это очень сложно, т.к. нельзя победить безнаказанно: побеждая одно, мы делаем слабым другое. Сейчас все медикаменты, используемые для лечения вирусов, весьма специфичны, т.е. действуют на строго определённый вирус или на строго определённую группу вирусов, а так же имеют много побочных действий. Становится понятным, что главным принципом лечения вирусных инфекций – это помочь организму самому победить вирус. Эта помощь выражается в режиме, правильном питании, соблюдении здорового образа жизни, правильном приёме лекарственных препаратов и т.д.

      Мы с вами рассмотрели довольно серьёзный аспект, который в какой-то степени даёт эффект напряжения. Чтобы от него избавиться, я предлагаю вам немного отдохнуть и расслабиться.

Физкультминутка:

   и) Дыхательная гимнастика.

       Итак, существуют специальные упражнения, которые помогают изменить  настроение, поведение и эмоции. Делать их нужно очень тихо, чтобы было слышно только ваше дыхание, и конечно же с желанием. Сядьте, пожалуйста, удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Первое упражнение: сделайте глубокий вдох, представьте, что перед вами нарисован круг, медленно выдохните в него воздух (сделать 3 раза). Теперь представьте, что перед вами треугольник, подышите теперь в него. А теперь нарисуйте перед собой параллельные линии, подышите так, чтобы воздух проходил между линиями. Молодцы! Как настроение?

   к) Что такое вирус?

      А теперь внимание на экран (видеосюжет №6: 37.15 – 38.01).

    Сегодня нельзя сказать, что вирус – это что-то живое, или что-то неживое. Сегодня учёные утверждают, что это особая форма существования материи.

    л) Положительная роль вирусов.

        Ребята, всё, что существует на планете, имеет плюсы и минусы. То, что вирусы имеют бесчисленное количество минусов, мы сегодня это доказали. А имеют ли вирусы плюсы? (Выслушиваются высказывания учащихся).

   м) Итоги творческого задания.

        Наша сегодняшняя встреча с вирусами не первая. Эта тема неоднократно рассматривалась на уроках биологии, на классных часах, в эфирах наших радиопередач и при встречах с нашим школьным фельдшером Галиной Георгиевной Мыссак. Именно поэтому вам было заранее дано творческое задание на тему: «Страна Вирусология». Поднимите руку, кто справился с этим заданием. Молодцы! Кто готов предоставить нашему вниманию свои шедевры? (Заслушиваются творческие задания учащихся; творческие задания см. в приложении №3).

   3) Итоги урока.

    Итак, наш урок подошёл к концу. Я думаю, что сегодняшняя тема вас не испугала. В наш сегодняшний информационный век, вирусы проникают не только в растения, животных и человека, но и в компьютеры. Надеюсь, что вы просто будите с ними бороться, искать новые пути их ликвидации и поэтому давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся. Ведь хорошее настроение, положительные эмоции – это тоже своего рода защита организма.

      Исследователи, журналисты и авторы творческих работ, которые мы услышали, получают оценку «отлично».

      Урок окончен. До скорой встречи!

     На уроке использовался видеофильм Всеволода Лисовского и Ирины Моисеевой из цикла телепередач «Очевидное – невероятное».

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter