Рабочая программа по технологии (черчение и графика). 8 класс

Количество часов на год: 35 (17+18) часов;

в неделю 1 час (0,5+0,5)

Календарно-тематическое планирование учебного материала составлено на основе рабочей программы «ТЕХНОЛОГИЯ». 8 класс

Учебник: В.Д. Симоненко, «Технология» 9 класс, М., Вентана-Граф,  2009 г.

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка

Содержание курса

Тематическое планирование по дисциплине

Календарно-тематический план

Список литературы

ЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 

Рабочая программа по технологии создана на основе примерной программы основного общего по предмету; федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО от 05 марта 2004 г. №1089)

 

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

Рабочая программа включает в себя 3 раздела:

Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цель его изучения, основные содержательные линии;

Требования к уровню подготовки обучающихся и основное содержание обучения, с примерным распределением учебных часов по разделам курса.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи, с тем, что за период обучения с 5 по 7-ой класс разделы «Черчение и графика» и «Современное производство и профессиональное образование» не были выданы в соответствии с государственными стандартами, по базисному учебному плану 2004 года предмета «Технология» в 9 классе возникла необходимость реализовать стандарт основного общего образования полностью, в процессе изучения предмета «Технология», в текущем учебном году, в 8 классе.

С данной целью была разработана рабочая программа по «Технологии» для 8-го класса, которая учитывает необходимость реализации разделов «Черчение и графика» и «Современное производство и профессиональное образование».

Целью данной программы в разделе «Черчение и графика»:

 является обучение учащихся графической грамоте. Овладев данным разделом программы в VIII классе, школьники должны

знать:

- как организовывать рабочее место для выполнения графических работ;

- условно-графические символы и обозначения для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.

Уметь:

- выполнять чертежные и графические работы от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки, копирование и тиражирование графической документации;

- применять компьютерные технологии выполнения графических работ;

- использовать стандартные графические объекты и конструировать графические объекты: выделять, объединять, делать геометрические преобразования фрагментов;

- строить чертёж и технический рисунок;

- читать чертежи, схемы, технологические карты.

Иметь представление:

- о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах,

- видах документации;

- о профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.

Важнейшей задачей курса — является развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осу­ществляемого средствами графики.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Изучение теоретического материала будет соче­таться с выполнением обязательных графических работ.

Наряду с репродуктивными методами обучения будут использоваться методы проектного обучения, вовлечение школьников в процесс сотворчества.

Отбор объек­тов для графических работ будет осуществляться, где это возможно, с учётом межпредметных связей (с ОБЖ, физикой, геометрией и др.).

В процессе обучения графике будет широко использоваться учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д.

Учитывая действующие требования к образовательному процессу, будут использоваться современные технические средства обучения, изложение материала будет вестись, ориентируясь на графические воз­можности новых информационных технологий.

При обучении графической грамоте будет уделено особое внимание гуманизации учебного процесса, созданию обучающей деятельностно-творческой среды (мира), где система «Знания, умения, навыки» рассматривается не как цель, а как средство развития личности обучаемого, его творческого потенциала.

В качестве вариантов объектов изображения учащимся может быть предложены изделия народных промыслов  — продукты разно­образных технологий: плетение из прутьев, работа с берестой, резьба по дереву, чеканка, гончарное искусство и т. д.;

Целью программы в разделе «Современное производство и профессиональное образование»:

Является сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути, с учётом своих склонностей, способностей состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. В ходе занятий по этому разделу будут решаться следующие задачи:

Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, профессиональной карьере;

Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессии, сфер трудовой деятельности к человеку;

Развивать представление о потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

Овладев данным разделом программы в VIII классе, школьники должны:

знать/понимать:

сферы современного производства;

разделение труда на производстве;

понятия специальности и квалификации работника;

факторы, влияющие на уровень оплаты труда;

пути получения профессионального образования;

необходимость учёта требований к качествам личности при выборе профессии;

уметь находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства;

сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.

 

Основное содержание обучения 

ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА

Организация рабочего места для выполнения графических ра­бот.

Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисун­ках, эскизах, чертежах, схемах.

Понятие о системах конструкторской, технологической до­кументации и ГОСТах, видах документации.

Чтение чертежей, схем, технологических карт.

Выполнение чертежных и графических работ от руки, с ис­пользованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графиче­ской документации.

Применение компьютерных технологий выполнения графиче­ских работ. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. Построение чертежа и технического рисунка.

Профессии, связанные с выполнением чертежных и графиче­ских работ.

 

ПРОГРАММА VIII класс

1.  Введение (2 ч)

 Что такое графика? Основные виды графических изображений: чертеж, эскиз, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график, символы. Краткая история развития графики.

Роль графики в жизни и профессиональной деятельности челове­ка. Графика как средство развития интеллекта человека, его твор­ческих способностей и эстетического восприятия мира.

Графика как важнейшая часть дизайна и технологии. Исполь­зование различных видов графических изображений на соответ­ствующих этапах процесса проектирования.

Графика как средство обучения.

Графика как предмет и ее место среди учебных дисциплин. Цели и задачи изучения графики в школе.

Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях графикой. Приемы работы с инструментом. Рабочее место

ученика.

Азбука черчения. Типы линий в соответствии с государственной системой конструкторской документации (ЕСКД). Форматы, рамка и основная надпись на чертежах.

2. Технический рисунок (4ч)

Простейшее рисование параллельных и перпендикулярных (гори­зонтальных, вертикальных и наклонных) прямых, деление отрезков (на глаз) на равные части.

Зарисовка плоских и объемных геометрических фигур на основе аксонометрических и перспективных проекций. Угловая и фрон­тальная перспектива. Высота горизонта; перспектива с нормальным, высоким и низким горизонтом.

Зарисовка окружности и плоских кривых линий.

Передача объема посредством света и тени; приемы линейной штриховки, шраффировки, точечного оттенения.

Изображение объемных тел с использованием акварельных кра­сок и туши. Техника отмывки. Распыление краски аэрографом.

Передача фактуры материала объемного тела (простейшие приемы).

3. Техника черчения и правила выполнения чертежей (6ч)

Простейшие геометрические построения: деление отрезков, по­строение и деление углов, деление окружности на равные части (3, 6, 5).

Построение сопряжений прямых линий и дуг окружностей.

Понятие о стандартах Единой системы конструкторской докумен­тации (ЕСКД).

Шрифт чертежный. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Основные сведения о нанесении размеров: размерные и вынос­ные линии, нанесение размеров дуги, хорды и угла; нанесение размеров диаметров, радиусов; знаки, указывающие толщину, длину детали; нанесение размеров повторяющихся элементов; располо­жение размерных чисел.

Применение, обозначение масштаба.

4. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи (4ч)

Ортогональное (прямоугольное) проецирование. Чертеж предмета на одной плоскости проекций.

Чертеж предмета на двух взаимно перпендикулярных плоскостях проекций (фронтальной и горизонтальной, фронтальной и про­фильной) — комплексный чертеж.

Комплексный чертеж предмета в системе трех основных плос­костей проекций.

Основные виды — спереди, сверху и слева.

Определение необходимого и достаточного количества видов (на простейших примерах). Выбор главного вида.

Построение третьего вида по двум заданным.

5. Выполнение чертежей и эскизов (4 ч)

Образование поверхностей простейших геометрических тел. Чер­тежи геометрических тел (многогранники, цилиндр, конус, шар); нахождение проекций точек, линий, вершин, ребер и образующих поверхностей, ограничивающих заданное на чертеже геометрическое тело.

Понятие формы. Анализ геометрической формы предмета (с натуры и по чертежу). Нанесение размеров на чертеже с учетом геометрической формы предметов.

Последовательность выполнения чертежа предмета.

Выполнение чертежа предмета при изменении его формы и пространственного положения.

Выполнение эскизных чертежей — эскизов. Назначение и использование эскизных чертежей. Правила выполнения эскизов.

Построение разверток поверхностей простейших геометрических тел (с натуры и по чертежу).

6. Чтение чертежа (2ч)

Что значит прочитать чертеж (эскиз)?

Словесное описание и анализ формы предмета по чертежу (эскизу).

Выполнение наглядного изображения предмета по его чертежу. Выполнение модели предмета по его чертежу (эскизу). Выполнение чертежа предмета по развертке его поверхности.  

7. Элементы компьютерного дизайна (4 ч)

Компьютер как инструмент для художественно-оформительских работ по графике. Компьютерные аналоги чертёжных принадлежностей: кисть, перо, губка; тушь, акварель, гуашь.

Компьютерные художественные шрифты. Шрифтовые композиции.

Плакат. Основные принципы и правила его выполнения.

8. Работа над проектами (9 ч)

 

Тематический план

 

№ п/п

Тема

Количество учебных часов

1

Введение

2

2

Технический рисунок

4

3

Техника черчения и правила выполнения чертежей

6

4

Ортогональное проецирование и комплексные чертежи

4

5

Выполнение чертежей и эскизов

4

6

Чтение чертежа

2

7

Элементы компьютерного дизайна

4

8

Работа над проектами

9

 

ИТОГО

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное производство и профессиональное образование

 

Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)

Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессио­нальном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.

Профессиональные интересы и склонности (2ч)

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных организаторских склонностей (КОС-1).

Способности, условия их проявления и развития (4 ч)

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка.

Природные свойства нервной системы (4 ч)

Темперамент, черты характера и их проявление в профессио­нальной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.

Психические процессы и их роль в профессиональном   самоопределении (4 ч)

Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка: уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений, внимания (тест Бурдона, «Красно-черная таблица»), мышления (методики ШТУР).

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (4ч)

Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность (2 ч)

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда.

Здоровье и выбор профессии (2 ч)

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Выявление и оценка реакций с помощью универсального рефлексометра.

Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность. Выявление и оценка координации движений и тремора рук с помощью тремокоординаметрии.

Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Мето­дики и оценки пространственного и линейного глазомера.

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности (2ч)   

Производство средств производства. Роль тяжелой промыш­ленности и сельского хозяйства. Структура тяжелой промышлен­ности. Добыча сырья и топлива и добывающие отрасли промышлен­ности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли про­мышленности. Металлургия, производство конструкционных мате­риалов. Машиностроение. Приборостроение. Химическое и биоло­гическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Легкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Систе­мы передачи информации: телефонная связь, радиосвязь, радио­вещание, телевидение; просвещение, культура, медицинское обслу­живание.

Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек — человек»;

«человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Формула профессии. Деловая игра «Профессиографическое лото». Профессиограмма и психограмма. Проектирование профессионального плана и его кор­рекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость. Про-фессиограммы наиболее распространенных профессий.

Профессиональная проба (2ч)

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопре­делении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опрос­ника профессиональной готовности (ОПГ).

Проектная деятельность (9 ч)

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter