Рабочая программа. Элективный курс. Русский язык. 8 класс

Курс: «На пути к ГИА: информационная переработка текста» в 8 классе

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка

Содержание курса

Тематическое планирование по дисциплине

Календарно-тематический план

Требования к уровню подготовки учащихся

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы

Пояснительная записка

Государственная итоговая аттестация по русскому языку, которая представляет собой важную ступеньку на пути к ЕГЭ, за годы проведения её в режиме эксперимента уже показала достаточную эффективность и как инструмент диагностики учебных достижений девятиклассников, и как средство прогнозирования приоритетов в обучении русскому языку в основной школе.

Анализ результатов экзамена выявил серьезные проблемы в обучении русскому литературному языку. Во-первых, это значительный разрыв между освоением теоретической базы и формированием практических навыков учащихся. Во-вторых, это недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие систематической практики в анализе языковых явлений речевого произведения. Во многих работах выпускников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Все эти проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи выпускников основной школы.

Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач курса по выбору: «На пути к ГИА: информационная переработка текста».

Курс ориентирован на учеников 8 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).

В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2011 года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

- реализация практикоориентированного подхода в обучении русскому языку, формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности;

- подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

- овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;

- овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

 

Содержание курса (34 ч.)

Введение (1 ч.)

Цели и задачи курса. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной итоговой аттестации.

Учащиеся должны знать:

- структуру и содержание контрольно-измерительных материалов.

Учащиеся должны уметь:

 - учиться работать с КИМами, бланками ответов по русскому языку.

Основные термины по разделу:

Контрольно-измерительные материалы. Демонстрационный вариант. Бланк ответов. Сжатое изложение. Задания с выбором ответа. Задания с кратким ответом. Сочинение-рассуждение на основе текста.

Обучение сжатому изложению (9 ч.)

Содержательные приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Свертывание исходной информации.

Языковые приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.

Речевое оформление изложения. Смысловая цельность, связность и последовательность.

Учащиеся должны знать:

- технологию написания сжатого изложения;

- приемы компрессии текста.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять информационную обработку текста;

- отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию.

Основные термины по разделу:

Сжатое изложение. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Макротемы. Абзацное членение. Критерии оценивания сжатого изложения.

Комплексный анализ текста (14 ч.)

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

Функционально-смысловые типы речи, их признаки.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Извлечение информации из различных источников.

Выразительность русской речи: выразительные средства фонетики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Лексический анализ слова.

Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Морфологический анализ слова.

Правописание. Орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний. употребление ъ и ь. Слитное, раздельное и дефисное написание. Прописная и строчная буква.

Грамматика. Синтаксис.

Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение.

Правописание. Пунктуация.

Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Учащиеся должны знать:

- основные признаки текста;

- особенности основных функционально-смысловых типов речи;

- основные признаки стилей речи;

- основные изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты;

- основные понятия и термины лексики и фразеологии;

- названия и особенности основных морфем русского языка;

- основные способы образования слов в русском языке;

- предмет изучения орфографии и алгоритм применения орфографических правил;

- синтаксические правила и пунктуационные нормы.

Учащиеся должны уметь:

- определять функционально-смысловые типы речи;

- определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать собственное мнение;

- находить в тексте изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в создании художественного образа;

- находить в предложенных текстах лексические понятия и определять их роль;

- находить значимые части слова и выполнять морфологический разбор;

- определять способ словообразования и выполнять словообразовательный разбор;

- узнавать и осознавать в слове орфограмму, определять условия выбора верного написания и правильно писать слово;

- объяснять общие случаи постановки знаков препинания;

- анализировать строение и значение словосочетаний, выполнять разбор словосочетаний;

- характеризовать предложение.

Основные термины по разделу:

Текст. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, комбинированный текст.

Стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы): метафора, олицетворение, эпитет, фразеологизм, сравнение, гипербола, лексический повтор.

Слово. Лексическое значение. Прямое и переносное значение. Многозначность. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика исконно русская и заимствованная. Диалектизмы. профессионализмы. Жаргонизмы.

Фразеология.

Морфемика. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, основа. Основные способы словообразования. Формообразование.

Орфография. Орфограммы.

Синтаксис. Словосочетание.

Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Типы предложений по количеству грамматических основ. Предложения распространенные и нераспространенные. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Знаки препинания: разделительные, выделительные и соединительные.

 

Создание текста на заданную тему в соответствии

с функционально-смысловым типом речи (9 ч) 

Структура сочинения-рассуждения: тезис, доказательство, вывод. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Сочинение-рассуждение на основе текста.

Учащиеся должны знать:

- структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.

Учащиеся должны уметь:

- писать сочинение-рассуждение на заданную тему в соответствии  с функционально-смысловым типом речи.

Основные термины по разделу:

Сочинение-рассуждение. Тезис. Доказательство. Вывод. Критерии оценивания.

Подведение итогов (1 ч.)


Тематическое планирование 

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.

Из них

 

Теорети-ческое обучение, ч.

Практическая работа,

ч.

Контроль-ная работа, ч.

Самостоя-тельная работа, ч.

 
 

1

Введение

1

1

 

 

 

 

2

Обучение сжатому изложению

9

7

1

 

1

 

3

Комплексный анализ текста

14

10

2

 

2

 

4

Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи

9

4

2

3

 

 

5

Подведение итогов

1

1

 

 

 

 

 

Итого

 34

 23

5

3

3

 


Календарно-тематический план

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения

занятия

Практическая

работа,

ч.

Контрольная

работа,

ч.

Самостоятельная

работа,

ч.

1

Введение

1

 

 

 

 

1.1

Цели и задачи курса

1

 

 

 

 

2

Обучение сжатому изложению

9

1

 

1

 

2.1

Главная и второстепенная информация текста

1

 

 

 

 

2.2

Главная и второстепенная информация текста

1

 

 

0,5

 

2.3

Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение

1

 

 

 

 

2.4

Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение

1

 

 

 

 

2.5

Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение

1

 

 

0,5

 

2.6

Речевое оформление изложения

1

 

 

 

 

2.7

Критерии оценивания сжатого изложения

1

 

 

 

 

2.8

Практикум по написанию сжатого изложения

1

 

 

 

 

2.9

Практикум по написанию сжатого изложения

1

1

 

 

 

3

Комплексный анализ текста

14

2

 

2

 

3.1

Текст как продукт речевой деятельности

1

 

 

 

 

3.2

Функционально-смысловые типы речи

1

 

 

0,5

 

3.3

Извлечение информации из различных источников

1

 

 

 

 

3.4

Выразительные средства русской речи

1

 

 

 

 

3.5

Выразительные средства русской речи

1

1

 

 

 

3.6

Лексика и фразеология

1

 

 

 

 

3.7

Морфемика и словообразование

1

 

 

 

 

3.8

Правописание. Орфография

1

 

 

 

 

3.9

Правописание. Орфография

1

 

 

0,5

 

3.10

Грамматика. Синтаксис

1

 

 

 

 

3.11

Грамматика. Синтаксис

1

 

 

0,5

 

3.12

Правописание. Пунктуация

1

 

 

 

 

3.13

Правописание. Пунктуация

1

 

 

0,5

 

3.14

Синтаксический и пунктуационный анализ

1

1

 

 

 

4

Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи

9

2

3

 

 

4.1

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

 

 

 

 

4.2

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

 

 

 

 

4.3

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

1

 

 

 

4.4

Сочинение-рассуждение на основе текста

1

 

 

 

 

4.5

Сочинение-рассуждение на основе текста

1

 

 

 

 

4.6

Сочинение-рассуждение на основе текста

1

1

 

 

 

4.7

Контрольный тест по курсу

1

 

1

 

 

4.8

Контрольный тест по курсу

1

 

1

 

 

4.9

Контрольный тест по курсу

1

 

1

 

 

5

Подведение итогов

1

 

 

 

 

5.1

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

 

Итого

34

5

3

3

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

- структуру и содержание контрольно-измерительных материалов;

- технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста;

- функционально-смысловые типы речи и технологию извлечения информации из различных источников;

- структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.

уметь

- анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- использовать основные приемы информационной переработки текста;

- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- осуществлять речевой самоконтроль.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной итоговой аттестации по русскому языку.

2. Баронова М.М. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А, В, С для подготовки к ГИА, 9 класс. – М.: Астрель, 2010

3. Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку: Русский язык в школе, 2009, №9, 10.

4. Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Русский язык: ЕГЭ-2010: реальные задания. – М., 2010

5. Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.

6. Зарубина О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему: Русский язык в школе, 2009, №9.

7. Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.

8. Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения: Русский язык в школе, 2009, №3.

9. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебное пособие. – М., 2005.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter