Методические рекомендации по русскому языку для учащихся 6 класс

Материал предложен на 11 страницах.

В работе раскрыты вопросы:

- содержание обучения орфографии в 6 классе;

- ЗУН обучающихся в результате к концу учебного года;

- основные пунктуационные правила;

- подробный учебно-тематический план для 6 класс с предложенными диктантами и контрольными по темам на весь год.

Методические рекомендации для учащихся и родителей по русскому языку 6 класс 

Главным содержанием обучения орфографии в 6 классе является следующее:

1) Закрепление правописания неизменяемых на письме приставок, приставок на з/с и освоение правописания приставок пре-, при-.

2) Закрепление слитно-раздельного написания не с глаголами, существительными, прилагательными; освоение правил употребления не с причастиями, деепричастиями.

3) Освоение употребления букв о/е/ё после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных, имён прилагательных, причастий; закрепление употребления этих букв в корне слова после шипящих.

4) Освоение правописания суффиксов имён прилагательных с н - нн, слитных и дефисных написаний имён существительных и имён прилагательных, освоение правописания суффиксов причастий.

5) Освоение правописания неопределённых и отрицательных местоимений (правила употребления дефиса, не или ни, слитное - раздельное написание не, ни). 

К концу года учащиеся должны безошибочно писать:

- подавляющее число слов с разными орфограммами в корне, обращаясь в случае сомнения к словарям;

- слова со всеми видами приставок, обращаясь к словарю при написании слов с затемнённым значением приставок пре-, при- или иноязычными приставками;

- глаголы, существительные, прилагательные со слитным и раздельным употреблением не;

- суффиксы имён существительных, прилагательных, глаголов;

- сложные прилагательные, пишущиеся слитно или через дефис;

- местоимения, включая неопределённые и отрицательные (употребление не- не, дефиса);

- слова, предложенные для специального заучивания, включая те, что пишутся с прописной буквы;

- полные и краткие причастия, в том числе причастия, употребляемые с не. 

Учащиеся должны знать: 

- способ проведения словообразовательного анализа, анализа морфемного состава слов;

- перечень основных значений приставок пре- и при-;

- перечень продуктивных суффиксов имён прилагательных, существительных, глаголов с присущим им значениями;

- условия слитного и раздельного написания не с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями, а также неопределёнными и отрицательными местоимениями;

- перечень употребления случаев дефиса при написании сложных прилагательных, неопределённых местоимений, существительных с компонентом пол-, предлогов;

- правописание предложенных для заучивания слов. 

Учащиеся должны уметь: 

- находить слова и морфемы с изученными орфограммами, характеризовать их и объяснять правописание;

- подбирать примеры с изучаемыми орфограммами; выполнять творческие упражнения по опорным словам, заданиям; использовать определённые категории слов в небольшом связном высказывании;

- со слуха и зрительно воспринимать в тексте свои личные затруднения в письме;

- в пределах положительных норм оценок выполнять письменные работы за 6 класс, используя словарь. 

В 6 классе закрепляются и осваиваются следующие пунктуационные правила: 

1) постановка тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным в именительном падеже, глаголом в форме инфинитива, осваивается  правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем числительным;

2) постановка (отсутствие) запятой в предложении с однородными членами;

3) знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;

4) постановка запятой в сложном предложении;

5) выделение запятыми причастных и деепричастных оборотов, а также одиночных деепричастий;

 

1 четверть

В первой четверти в 6 классе 45 часов, из них 8 часов отведено на уроки речи (речеведения).

В этой четверти в основном проводит­ся обобщение и углубление сведений по морфологии и синтаксису (глагол, имя существительное, имя прилагательное как часть речи и член предложения), по правописанию и произношению.

Пред­лагается новый материал — o словообра­зовaнии имен сyществитeльных и имен прилaгательных, сопровождаемый орфо­графическими темами: «Правописание сложных имен существительных», «Пра­вописание сложных имен прилагатель­ных», «Буквы н и нн в именах прилага­тельных, образованных от имен сущест­вительных». 

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

(38+7)

(Вторая цифра обозначает часы, выделенные на уроки речеведения)

Необходимо повторить основные сведения по фонетике, синтаксису, трудные орфографические правила.

Формы контроля: (приводятся типичные задания для проверки орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся)

Урок 11 Контрольная работа по грамматике.

Задание.

1. Определите тему (о чем отрывок из стихотворения?)

2. Надпишите части речи над всеми словами, в том числе и служебными.

3. Сделайте морфологический и морфемный разбор слов, обозначенных цифрой 3,

4. Сделайте синтаксический разбор подчёркнутого предложения.

5. Выпишите из разобранного предложения все словосочета­ния. Или из всего текста выпишите словосочетания, соответст­вующие схемам:

прилагательное + существительное, наречие + глагол, глагол + существительное.

Тыква

В жару растенья³ никнут,

Бегут от солнца в тень.

Одна лишь чушка-тыква

На солнце целый³ день.

лежит рядочком c брюквой,

И  кажется вот-вот

От счастья громко хрюкнет

И хвостиком махнет³.

C. Орлов

 

Урок 15 Сочинение по летним впечатлениям (по образцу упр.581)

Урок 21 Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

Поход в лес.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потому на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица. (110 сл.)

Задания:

1. Выпишите по 2 слова с разными орфограммами в корне слова.

2. Определите части речи у слов в 3-ем предложении текста.

3. Выполните морфемный разбор слов: загорелись, радостное, зорька.

4. Выполните синтаксический разбор предложения

5. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

«Словообразование частей речи» (20+4)

В процессе усвоения данного раздела учащиеся закрепляют и углубляют знания о структуре слова, изучают различные способы образования слов в русском языке, повышают орфографическую грамотность, совершают навыки морфологического и словообразовательного разбора. Формируется умение учитывать значение морфем при выборе правильного написания (приставки пре-, при-, суффиксов – ан, -ян;  н-нн в именах прилагательных; и-ы в корне после приставок).

В результате изучения темы «Словообразование частей речи» учащиеся должны знать и уметь:

1) определять способы образования имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

2) знать правила правописания сложных имен существительных и сложных имен прилагaтeльных, верно писать слова на данные правила;

3) опознавать словообразующие суффиксы и их словообразовательные значения, пра­вильно употреблять в своей речи паронимы (термин не вводится), опираясь на их смысловые различия, строить словообразовaтельнyю цепочку;

4) правильно произносить и писать слова с изученными орфограммами. 

Формы контроля: (тестовый еженедельный  рабочий контроль)

 

Урок 35. Изложение учебно-научного текста. 

Урок 45. Диктант №2.

Зимой в тайге.

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-серебристый свет луны с трудом проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле. (110 сл.)

Задания:

1. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

2. Объясните правописание сложных слов в тексте.

3. Выполните морфемный разбор слов: разнообразные, пробираются, сушняк.

4. Выполните синтаксический разбор предложения 

 

2 четверть

Во второй  четверти в 6 классе 35 часов, из них 8 часов отведено на уроки речеведения. B этой четверти предполагается обсто­ятельный разговор o словообразовании глагола, освоение сопyтствующих орфографических тем, отработка употребле­ния в письменной и устной речи существительных, прилагательных и глаголов,a также изучение причастия как особой формы глагола. По речеведению шестиклассники получат представление об официально-деловом стиле, углубят и расширят знания o тексте (способах и средствах связи предложений в тексте), познакомятся c повествованием как типом речи (на примере повествования художественного и разговорного стилей). 

Урок 53. Контрольная работа по сло­воо6разованию.

Урок 61. Диктант №3.

Сосновые деревья.

Приходилось ли вам любоваться сосновым бором зимой? Это удивительное явление. Стволы сосен кажутся медно-красными. Вечером в бору постукивают о стволы сосен крепкими клювами дятлы.

Весны здесь долго ждать. Еще разгуляется непогода, будет бушевать ветер в сосновых вершинах и разбрасывать сухие сосновые иголки по земле. Сосны крепко держатся за землю своими могучими корнями. Эти красивые и сильные деревья не страшатся трескучего мороза. Но хорошо себя чувствовать они могут только на севере. Северный климат самый благоприятный для сосновых деревьев.

Сосна является прекрасным строительным материалом, топливом. Целебные свойства сосны широко используются в медицине. Это хвойное дерево завоевало себе почетное первое место в русских лесах. (104 сл.)

Задания:

1. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

2. Объясните правописание приставок и суффиксов имён прилагательных и глаголов..

3. Выполните морфемный разбор слов: используются, медно-красными, вершинах.

4. Выполните синтаксический разбор предложения  

 

Урок 67. Контрольная работа по ор­фоэпии.

1. Расставьте ударение в данных словах: кухонный, договор, торты, квартал, мускулистый, завидный, дефис, центнер.

2. Выберите из орфоэпического словарика и запишите c ор­фоэпическими пометами (То есть пометами произношения или  ударения) только те существительные, которые можно произносить двояко (оба варианта при этом будут считаться правильными).

3. Выберите правильное произношение.

ба[с'э]йн – ба[сэ]йн;

ас[ф]альт - ас[в]альт;

тренеры – тренера

[т'э]мп – [тэ]мп:

за[п'а]тая - за[п'иэ]тая;

туфля' - ту´фля;

фа[н'э]оа – фа[нэ]ра. 

Скачать полную версию 

Размер:
127.5 Kb
Скачали:
62
<
Аватар пользователя
Филологиня

21.11.2014

Спасибо за материал. Особо ценно - наличие контрольных диктантов и работ.
Добавить комментарий