Программа спецкурса “Клуб любителей русского языка”. 5 класс

Групповые с наполняемостью до 20 человек. В состав группы входят учащиеся 5-х классов. Группа постоянна, дети обучаются в течение 1 года по 1 часу в неделю.

Общее количество часов – 34 часа в год.

II. Цель программы

Повышение познавательного интереса учащихся; развитие письменной монологической речи; развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

1. Развитие познавательного интереса учащихся.

2. Повышение качества знаний и формирование представлений о русском языке как системе.

3. Воспитание ответственности, самостоятельности, способности к взаимопомощи и сотрудничеству.

III. Пояснительная записка.

Ни для кого не секрет, что в последнее время интерес к русскому языку у учащихся значительно снижен. Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. До недавнего времени при изучении русского языка внимание обращалось в основном на подробное рассмотрение грамматических сведений и правил орфографии и пунктуации. Сегодня формируется новая идея, предусматривающая учёт в преподавании многофункциональности самого языка.

Важная задача школы – пробудить у учащихся интерес к знаниям, повысить их престиж. Цель данной программы – сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным.

Одна из форм работы, представленных в данной программе – выпуск лингвистической газеты. Лингвистическая газета – это периодическое издание, где в занимательной форме освещаются различные вопросы русского языка, касающиеся его культуры, истории.

Занимательность может быть использована как во внеклассной работе, так и на уроках обобщающего повторения. В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развивается познавательный интерес к изучению русского языка. Материал, подобранный для занятий, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также даёт понятие о русском языке, как о строгой, чётко организованной системе.

 

IV. Примерный тематический план.

 

Тема

всего

теория

практика

  1.  

Вводное занятие.

1

1

-

  1.  

Мир русской речи.

4

2

2

  1.  

Государство Синтаксис. Царица Пунктуация.

5

2

3

  1.  

Государство Фонетика.

3

1

2

  1.  

Государство Лексика.

2

1

1

  1.  

Мы – журналисты.

2

1

1

  1.  

Государство Орфография.

6

3

3

  1.  

Государство Морфология.

10

4

6

  1.  

Подведение итогов.

1

-

1

 

Содержание программы


Тема №1. Вводное занятие.

День рождения “Клуба любителей русского языка”.

Составление плана работы клуба.

 

Тема №2. Мир русской речи.

Основные разделы науки о языке.

Составление карты материка “Русский язык”.

Тест №1 “Что я помню из программы 3 класса”.

Лингвистическая газета №1 “Кто живёт в государстве необъятного материка Русский язык?”.

 

Тема №3. Государство Синтаксиса. Царица Пунктуация.

Царевна Словосочетание и царевна Предложение.

Диалог и Прямая речь.

Временные и постоянные признаки.

Метафора.

Кроссворд “Словосочетания”.

Связь слов в словосочетании.

На чём держатся владения царевича Предложения?

Таинственные знаки.

Однородные члены предложения.

Союзы.

“Казнить нельзя помиловать”.

“Письмо без слов”.

Тест №2 “Синтаксис и пунктуация”

Лингвистическая газета №2.

 

Тема №4. Государство Фонетика.

“Аз и буки”. Фонетика. Звуки. Буквы.

Ударение. Интонация. Фраза. Такт. Слово.

Сколько звуков в русском языке?

Орфоэпия.

Тест №3 “Фонетика”.

Лингвистическая газета №3 “Кто первый сказал “А”?”

 

Тема №5. Государство Лексика.

Для чего нужно знать язык?

Сколько слов в русском языке?

Словарь.

Где берутся новые слова?

Однозначные и многозначные слова.

Города “Синонимы”, “Антонимы”, “Омонимы”.

Значение слова.

Тест №4 “Лексика”.

Лингвистическая газета №4.

 

Тема №6. Мы – журналисты.

Интервью. Очерк. Корреспондент.

Заметка. Публицистический стиль.

Лингвистическая газета “Наши учителя”.

Биография.

 

Тема №7. Государство Орфография.

Для чего нужно быть грамотным?

Почему бы не писать как слышится?

Опасные согласные.

Зри в корень.

Много ли правил в орфографии?

Лингвистическая газета №5.

Тест №5.

 

Тема №7. Государство Морфология.

Грамматическое значение слова.

Слово о слове.

Части речи.

Как определить род существительного?

Двойственное число.

Седьмой падеж.

Прилагательное.

Эпитет.

Глагол.

Область “Спряжение”.

Равнина трёх времён.

Тесты № 6, 7, 8.

 

Тема №8. Подведение итогов.

Лингвистическая газета №6 “Мир русской речи”.

Интеллектуальный марафон.

Награждение.

VI. Способы выявления промежуточных и конечных результатов.

-         участие в олимпиаде по русскому языку

-         выпуск лингвистической газеты;

-         тестирование;

-         конкурсы заметок;

-         исследование познавательного интереса.

VII. Критерии оценки результатов:

По ходу занятия за каждый правильный ответ учащиеся получают жетон. В конце занятия подсчитывается количество набранных жетонов: за 6-8 жетонов – оценка “5”, за 3-5 жетонов – оценка “4”.

Лучшие статьи помещаются в лингвистическую газету и оцениваются в 5 баллов. Оценки выставляются в журнале. Учащийся, получивший наибольшее количество “пятёрок” в течение года, получает медаль “Почётный член Клуба любителей русского языка” и памятный сувенир.

 

Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

По окончании данного курса учащийся должен знать основные лингвистические понятия:

-         основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);

-         орфограмма и пунктограмма и условия их выбора;

-         словосочетания и предложения;

-         звуки и буквы, ударение, слог, слово;

-         лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы;

-         основные правила орфоэпии;

-         самостоятельные и служебные части речи;

-         иметь представление о русском языке как системе;

-         жанры публицистического стиля (статья, заметка, обзор, рецензия, интервью, корреспонденция, очерк).

Учащиеся должны уметь:

-         разбирать слова фонетически, по составу и морфологически; предложения – синтаксически;

-         составлять предложения разных видов;

-         разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;

-         писать статьи, заметки, обзоры, рецензии, очерки в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

-         брать интервью;

-         находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

-         находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;

-         определять тему и основную мысль текста;

-         совершенствовать содержание  и языковое оформление сочинения (в соответствии с изученным языковым материалом).

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter