Тематическое планирование курса литературы в 5-10 классах

Тематическое планирование курса литературы в 5 классе "ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА"

Тематическое планирование курса литературы в  6 классе "МИФ - ФОЛЬКЛОР - ЛИТЕРАТУРА"

Тематическое планирование курса литературы в 7 классе "ГЕРОЙ-ХАРАКТЕР-ОБРАЗ"

Тематическое планирование курса литературы в 8 классе

Тематическое планирование курса литературы в 9 классе

Тематическое планирование курса литературы в 10 классе

Тематическое планирование курса литературы в 5 классе "ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА"

 ВВЕДЕНИЕ

 1. Цели и задачи предмета "Литература". Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное творчество. Понятия "писатель" и "автор". Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы.

ФОЛЬКЛОР

2. Начальное понятие о фольклоре. Вымысел в фольклорном произведении. Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора.

3. Детский фольклор: загадки, считалки, игры. Игра в жизни человека. Игровые основы жанровой специфики детского фольклора.

4. Небылицы. Небылицы как игровой жанр фольклора. Основные приемы создания небылиц.

5. Сказка. Возникновение сказки. Виды народных сказок. Как строится сказка. Начальное понятие о сюжете. Значение сказки в жизни нации и человека.

6. "Два Ивана – солдатских сына". Художественные особенности волшебной сказки. Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.

7. "Финист – Ясный Сокол" как волшебная сказка. Проблема добра и зла в фольклоре.

8. "Жена – доказчица". Особенности бытовой сказки, отражение в ней уклада народной жизни.

9. "Снегурочка" – немецкая народная сказка.

10.  Творческая мастерская. Русские сказочники. Самостоятельный анализ выбранного произведения.

11.  Творческое задание. Самостоятельное сочинение сказки (вариант сочинения сказки по предложенному началу).

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

12.  Что такое духовная литература. Основные жанры духовной литературы.

13.  Библия.

14.  Новый Завет. Зачем сошел на Землю Господь наш Иисус Христос.

15.  Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь Иисуса Христа.

16.  Притчи Иисуса Христа: Притча о сеятеле.

17.  Притча о семени и плевелах.

18.  Библия как Вечная Книга и как памятник человеческой цивилизации.

19.  Священное Предание и Священное Писание.

20.  "Житие Бориса и Глеба". Жанр русского жития. Нравственные истоки святости.

ЛИТЕРАТУРА

21.  Взаимосвязь и различие литературы и фольклора. Начальное понятие об эпосе, лирике и драме. Авторский вымысел и воображение читателя.

ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

22.Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и фольклорная. Сказочная традиция в русской литературе.

23.А. Жуковский. "Сказка о царе Берендее". Литературная обработка фольклорных сюжетов. Нравственная проблематика сказки.

24.П. Ершов. "Конек-горбунок". Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и поэтическая речь. Фольклорная основа сказки.

25.Т. Аксаков. "Аленький цветочек". Преображающая сила добра.

26.И. Даль. "У тебя у самого свой ум". Мораль в сказке.

27.К. Андерсен. "Соловей". Истинные и мнимые ценности. Литературные приемы создания сказочной ситуации.

28.Уайльд. "Соловей и Роза". Тема, идея сказки и их образное воплощение.

29.Саша Черный. "Мирная война". Роль названия в литературном произведении. Герой в литературной и фольклорной сказках.

30.Творческая мастерская. Как рождается сказка. Самостоятельный анализ выбранного произведения.

31.Творческий практикум. Создание сказки по пословицам или самостоятельное сочинение сказки (по образу литературной сказки).

РАССКАЗ

32.Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.

33.В. Гоголь. "Заколдованное место". Автор и рассказчик.

34.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Быль как форма повествования.

35.Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика героев. Нравственные ценности в рассказе.

36.М. Достоевский. "Мальчик у Христа на елке". Особенности рождественского рассказа. Влияние духовной литературы на светскую.

37.И. Куприн. "Чудесный доктор". Особенности сюжетного построения рождественского рассказа.

38.П. Чехов. "Лошадиная фамилия", "Пересолил". Юмористический рассказ, прием создания комического эффекта в произведении.

39.Генри. "Вождь краснокожих". Языковые средства создания комического эффекта.

40.Дж. Лондон. "Сказание о Кише". Сказание как форма рассказа. Героический характер.

41.Конан-Дойл. "Дьяволова нога" как  детективный рассказ. Детективный сюжет. Тема возмездия в рассказе.

42.С. Житков. "Механик Солерно". Характер в литературе. Смелость, мужество как этические категории.

43.Г. Паустовский. "Кот-ворюга". Рассказы о животных. Изображение животных в фольклоре и литературе.

44.Ю. Драгунский. "Девочка на шаре". Проблема взросления.

45.И. Хармс. "Черная вода"; Л. Петрушевская. "Пуськи Бятые"; "Все непонятливые". Понятие об игровом рассказе.

46.Творческая мастерская. Тайны рассказа. Самостоятельный анализ выбранного произведения.

47.Творческий практикум. Мой первый рассказ.

ПОВЕСТЬ

48.Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жанровые особенности повести.

49.С. Пушкин. "Барышня-крестьянка". Художественные средства создания характеров в повести. Лаконизм и динамика как отличительные черты пушкинской прозы.

50.Марк Твен. "Приключения Тома Сойера". Соотношение художественного вымысла и реальности в художественном произведении. Автобиографическое в повести. Главный герой повести. Основные сюжетные линии. Особенности юмора в повести.

51.Творческая мастерская. Рождение замысла и сюжета. Самостоятельный анализ выбранного произведения.

52.Творческий практикум. Сюжет для повести. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ

53.Особенности сказочной повести. Характер художественного вымысла. Различие фантастического и волшебного. Герои сказочной повести и сказки.

54.В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством".  Волшебное, фантастическое и реально-бытовое в повести. Нравственные истоки победы зла над добром.

55.Кэрролл. "Алиса в Стране чудес". Языковые средства создания чудесных ситуаций.

ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

56.Лирика как род литературы. Понятие о лирическом стихотворении как жанре.

57.С. Пушкин. "Птичка". "Туча", "Еще дуют холодные ветры…", "Бесы".

58.Ю. Лермонтов. "Казачья колыбельная песня", "Утес", "На севере диком стоит одиноко…".

59.И. Тютчев. "Есть в осени первоначальной…", "Чародейкою зимою…", "Весенние воды".

60.А. Фет. "Ласточки пропали", "Мама! Глянь-ка из окошка…", "Еще весны душистой нега…", "Зреет рожь над жаркой нивой…".

61.Мир и человек в лирических произведениях. Стихи и проза. Начальное понятие о рифме. Ритм и интонация в стихе. Ритм как основа музыкальной лирики. Начальное понятие о фигурах поэтической речи: эпитете, метафоре, олицетворении, аллегории.

62.Творческая мастерская. Секреты поэтического мастерства. Выразительное чтение самостоятельно выбранного произведения.

63.Творческий практикум. Первый поэтический опыт или чтение любимого лирического произведения.

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

64.Специфика драматических произведений. Автор в драме. Время в драматическом произведении. Особенности читательского восприятия драматического произведения.

65.Г. Габбе. "Город мастеров" как пьеса-сказка. Художественное своеобразие драмы. Специфика художественной условности в драматургии.

66.Творческая мастерская.  Как создается сценарий.

67.Творческий практикум. Создание сценария мультфильма или диафильма. Самостоятельный анализ выбранного драматического произведения.

ИТОГОВАЯ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

68.  Фольклор и литература.


Тематическое планирование курса литературы в  6 классе

"МИФ - ФОЛЬКЛОР - ЛИТЕРАТУРА"

 ВВЕДЕНИЕ

 1. Происхождение литературы.

МИФЫ

 2. Древнегреческие мифы. Начальное понятие о мифе.

3. Подвиги Геракла. Геракл как мифологический герой.

4. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии.

5-6. Легенды и мифы Древней Греции. (По книгам Н.Куна и В.Успенской).

7. Г.Лонгфелло “Пост Гайаваты”. (Из “Песни о Гайавате”).

8. Г.Лонгфелло “Пост Гайаваты”. Поэтическая обработка и переложение мифов.

9. Б.Шергин “Мария Кривополенова”. Как рождается миф.

10.  Творческая мастерская. От мифа – к фольклору и литературе.

11.  Творческий практикум. Сопоставить (общность и различие) мифологического героя древности и современного героя литературы, кино, мультипликации.

12.  Роды литературы: эпос, лирика и драма. Роды и жанры.

ЛИРИКА

13.  Лирика как один из литературных родов.

14.  Народная лирическая песня как жанр. “Ай вы, ветры, ветры буйные…”

15.  Песня и обряд. “Ах, что же ты, голубчик, невесел сидишь…”

16.  Роль художественного слова в лирическом произведении. “Мимо садику, мимо виноградного…”

ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

17.  И.Никитин “Русь”. Пафос стихотворения.

18.  Лирика и поэзия. Развитие понятия об олицетворении.

19.  А.С.Пушкин “Зимнее утро”.

20.  А.С.Пушкин “Зимний вечер”. Пейзаж в лирике.

21.  М.Ю.Лермонтов “Листок”. Сюжет в стихотворении.

22.  Ф.И.Тютчев “Как весел грохот летних бурь…”

23.  А.А.Фет “Печальная береза”.

24.  А.К.Толстой “Край ты мой, родимый край…”. Понятие о поэтическом мире.

25.  Творческая мастерская. Ритм и размер. Двусложные размеры.

26.  И.Бунин “Летняя ночь”, “Детство”.

27.  Поэтический мир И.Бунина. “На окне, серебряном от инея…”, “Помню – долгий зимний вечер…”

28.  Н.А.Заболоцкий “Мистер Кук Барла-Барла”.

29.  Поэтический мир Н.Заболоцкого. “Оттепель”, “Я воспитан природой суровой”.

30.  Н.Заболоцкий “Журавли”. Лирический герой.

31.  Творческая мастерская. Как “делать” стихи, или как рождается стихотворение.

32.  Родная природа в творчестве русских поэтов.

33.  Творческий практикум. Создание стихов на заданные рифмы.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

34.  Понятие о жанре баллады. “Ворон к ворону летит”.

35.  “Лорд Рэндэл”. Таинственное как основа сюжета баллады.

36.  “Робин Гуд и золотая стрела” как героическая баллада. Герой баллады.

37.  “Прекрасная Маргарет и милый Вильям”. Законы развития любовного сюжета.

38.  “Василий и Софья” как образец русской семейно-бытовой баллады.

39.  “Королева Элионор”. Историческая основа баллады. Нравственные проблемы.

40.  “А ну, закрой-ка дверь!” как бытовая баллада. Диалог как средство комического.

41.  “Мальчик и мантия” – баллада-притча. Использование волшебных мотивов для нравственной оценки человека.

42.  “Леди и кузнец”. Сочетание волшебных и бытовых мотивов.

43.  Творческий практикум. Сочиняем сюжет баллады.

44.  Литературная баллада. Мир баллады. Р.Бернс “Джон Ячменное зерно”.

45.  Р.Стивенсон “Вересковый мед” как героическая баллада. Народные традиции.

46.  М.Лермонтов “Бородино” как национально-патриотическая баллада.

47.  А.К.Толстой “Курган”. Историческое прошлое в балладе. Авторская позиция.

48.  И.В.Гёте “Лесной царь”. Драматизм, таинственность в балладе.

49.  Р.Саути “Суд божий над епископом”. Нравственная проблематика.

50.  В.А.Жуковский “Светлана”. Тема верности и её осмысление в русской литературе.

51.  А.С.Пушкин “Утопленник”. Ироническое осмысление балладного сюжета.

52.  М.Ю.Лермонтов “Три пальмы” как лирическая баллада. Тема красоты и смерти.

53.  Э.Багрицкий “Арбуз”. Романтика революционного времени в балладе.

54.  Творческая мастерская. Баллады и их переводчики. Правила художественного перевода.

55.  Творческий практикум. Сравнение двух переводов. Перевод отрывков из баллады.

56.  Урок-игра «Знатоки баллад».

ПОЭМА

57.  М.Ю.Лермонтов “Беглец”. Сюжет поэмы.

58.  М.Ю.Лермонтов “Беглец”. Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.

59.  М.Ю.Лермонтов “Боярин Орша”.

60.  Творческий практикум. Составление сценария по сюжету поэмы.

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

61.  Духовная литература. Религиозные мотивы в художественной литературе.

62.  Молитва Господня и “Молитва” А.С.Пушкина.

63.  А.С.Хомяков “К детям”.

64.  П.А.Вяземский “Молитва ангелу-хранителю”.

ЭПОС

65.  Эпос как один из родов литературы. Основные эпические жанры.

66.  Былина как памятник героического эпоса. Народные представления о героизме и героях.

67.  “Илья Муромец и Соловей-разбойник”. Патриотизм былины.

68.  “Илья Муромец и Соловей-разбойник”. Нравственное звучание былины.

69.  Творческая мастерская. Русские сказители и исполнители народных песен.

70.  Эпические мотивы русской поэзии. А.К.Толстой “Змей”.

71.  А.С.Пушкин “Песни Стеньки Разина”.

72.  И.А.Бунин “Святогор и Илья”.

73-74.Русские былины. Русские исторические песни.

75.  Творческий практикум. Создание былины или стихотворения на былинный лад.

76.  Роман как один из ведущих эпических жанров. Отличие романа от повести и рассказа.

77.  Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” как роман эпохи Возрождения.

78.  Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Утверждение красоты и полноты жизни.

79.  Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Фантастика, гипербола в романе.

80.  Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Смеховая народная культура. Особенности языка Рабле.

81.  А.С.Пушкин “Дубровский”. Творческая история романа.

82.  А.С.Пушкин “Дубровский”. Основной конфликт романа.

83.  А.С.Пушкин “Дубровский”. Сюжетные линии романа.

84.  А.С.Пушкин “Дубровский”. Композиция. Герои романа.

85.  А.С.Пушкин “Дубровский”.Честь и бесчестие как нравственная коллизия произведения.

86.  Творческий практикум. Композиция и сюжет художественного произведения. Слово в романе.

87.  Р.Э.Распе “Вечера барона Мюнхаузена”.

88.  Творческое задание. Сочинение эпизода, которого нет в произведении.

89.  Басня как эпический жанр. Историческое развитие басни.

90.  Эзоп “Ворона и лисица”, “Лисица и виноград”. Герои басни.

91.  И.А.Крылов “Ворона и лисица”. Нравоучительность басни.

92.  И.А.Крылов “Квартет”. Композиция басни.

93.  И.А.Крылов “Лебедь, щука и рак”. Образ рассказчика и особенности интонации.

94.  И.А.Крылов “Свинья под Дубом”. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.

95.  Басни Эзопа, Лафонтена, А.Кантемира, С.Михалкова, Ф.Кривина.

96.  Творческий практикум. Инсценирование басни, рассказ по басенной пословице. Сочинение басни.

97.  Творческая мастерская. Исполнение басни: сказывание, чтение диалога, речь персонажа как интонационная характеристика.

98.  Драма как род литературы. М.Метерлинк “Синяя птица” – философская пьеса-сказка о взаимоотношениях Природы и Человека.

99.  М.Метерлинк “Синяя птица”. Всемогущество человеческого разума и доброты.

100.М.Метерлинк “Синяя птица”. Система образов.

101.Итоговое творческое задание. Письмо на литературную тему.

102.Итоговая читательская конференция. Мир – фольклор –  литература.


Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter