Образовательная программа «Реализация краевого компонента государственных общеобразовательных стандартов общего образования по истории 5 класса»

Автор: Савичева Вера Викторовна, учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ № 33», Красноярский край, г. Норильск

 

В настоящее время составной частью исторического образования является приобщение учащихся в процессе обучения к истории родного края. На основании Закона Российской Федерации «Об образовании» и «Закона об образовании Красноярского края» уже с 5 класса начинается включение в программу материалов Регионального компонента, что помогает формировать знания истории, ценностей и традиций Сибири и Красноярского края в целом. В данный момент это необходимо, так как каждый достойный гражданин должен знать не только историю своего государства, но и историю своего региона, своего  края. Это важно для возрождения сибирского самосознания как важнейшего фактора формирования духовных и нравственных основ личности и понимания ценностного вклада Сибири и Приенисейского края в историю Российской цивилизации. Это важно для  углубления и  конкретизации знаний по истории своего региона, осуществления социализации молодого поколения Красноярского края по месту рождения и проживания, формирования гражданских и патриотических ценностей, позитивного отношения к своей «Малой Родине». 

Данная программа предлагается учителям истории для того, чтобы в условиях дефицита информации, отсутствия учебников помочь получить учебный материал по основным темам и адаптировать его к возрасту учащихся, разработать вопросы для беседы и дискуссий, тестовые и творческие задания (проекты, экскурсии, конкурсы и т. д.), разработать конспекты интегрированных уроков.   

Цель программы: познакомить слушателей с древнейшими культурами Сибири и Приенисейского края (эпоха первобытности), их особенностями и неповторимым колоритом. Дать методические рекомендации по интегрированию предлагаемых материалов с курсом истории древнего мира в 5-ых классах и составить разработки интегрированных уроков.

Задачи:

-  познакомить со спецификой эпох Сибири и Приенисейского края;

-  сформировать у слушателей интерес и личностное отношение к традициям своего региона;

-  способствовать самосовершенствованию;

-  адаптировать материал к возрасту учащихся, сформулировать обобщающие задания для учащихся 5-х классов, разработать конспекты интегрированных уроков.

Изложение программного материала определено аудиторными занятиями. Предполагаются следующие формы обучения:

- установочные лекции по региональному компоненту;

- обобщающие практические семинарские занятия (групповая форма работы);

- самостоятельная работа с литературой.

Для установления обратной связи определены следующие формы работы:

-  групповая работа на семинарских занятиях по разработке практических заданий;

- составление конспектов интегрированных уроков в 5-х классах с использованием предлагаемого материала;

- зачет по курсу.

 

II. Учебный план 

Цель: познакомить слушателей с древнейшими культурами Сибири и Приенисейского края (эпоха первобытности), их особенностями и неповторимым колоритом. Дать методические рекомендации по интегрированию предлагаемых материалов с курсом истории древнего мира в 5-ых классах и составить разработки интегрированных уроков.

Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений.

Срок обучения: 16 академических часов.

Режим занятий: 4 часа в неделю без отрыва от производства.

 

Наименование разделов

Всего часов

в том числе

Формы контроля

лекции

семинары

 

Введение в курс. Становление и развитие археологии по материалам Сибири.

 

4

4

 

 

 

Религиозные верования народов Сибири и Приенисейского края в эпоху первобытности. Каменный век на территории Сибири.

4

4

 

 

 

Эпоха энеолита и эпоха бронзы Красноярского края.

4

4

 

 

 

Особенности железного века Южной Сибири. Обобщение.

4

 

4

Групповая работа на семинарских занятиях

Итого:

16 ч.

12

4

зачет

 

III. Учебно-тематический план

Цель: познакомить слушателей с древнейшими культурами Сибири и Приенисейского края (эпоха первобытности), их особенностями и неповторимым колоритом. Дать методические рекомендации по интегрированию предлагаемых материалов с курсом истории древнего мира в 5-ых классах и составить разработки интегрированных уроков.

Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений.

Срок обучения: 16 академических часов.

Режим занятий: 4 часа в неделю без отрыва от производства.

 

Наименование разделов

Всего часов

в том числе

Формы контроля

лекции

семинары

 

 

Введение в курс. Становление и развитие археологии по материалам Сибири.

1.1.      Археология. Археологические источники, памятники, культуры, культурный слой. Работа археологов. Первобытное общество, его периодизация.

1.2.      Становление и развитие археологии как науки по материалам Сибири.

4

4

 

 

 

Религиозные верования народов Сибири и Приенисейского края в эпоху первобытности. Каменный век на территории Сибири.

2.1. Понятие «религия». Ранние формы религии Сибири и Приенисейского края.

2.2. Периодизация каменного века, характеристика его периодов  (палеолит, мезолит, неолит) на территории Сибири

4

4

 

 

 

Эпоха энеолита и эпоха бронзы Красноярского Края.

3.1. Эпоха энеолита. Афанасьевская и  Окуневская культуры.

3.2. Эпоха бронзы. Андроновская и  Карасукская культуры.

 

4

4

 

 

 

Особенности железного века Южной Сибири. Обобщение.

4.1.        Тагарская культура.

4.2.        Таштыкская культура.

4.3.         Обобщающие задания.

4

 

4

Групповая работа на семинарских занятиях

Итого:

16 ч.

12

4

зачет

 

IV. Содержание программы 

Тема 1. Введение в курс. Становление и развитие археологии по материалам Сибири (4 часа).

Археология. Археологические источники, памятники, культуры, культурный слой.

Работа археологов. Первобытное общество, его периодизация.

Археология - наука, изучающая прошлое человечества на основании археологических источников. Цели археологии. Археологические источники как остатки культуры далёкого прошлого. Вещественные и письменные источники. Археологические памятники, их виды (поселения. погребения, древние святилища, наскальные изображения, места добычи камня, древние горные выработки, места выплавки металла, остатки древних гидротехнических сооружений и дорог). Культурный слой. Археологические культуры, их условные названия. Этапы работы археологов (полевой, камерально-лабораторный, кабинетный). Значение археологических исследований. Понятие «первобытного общества». Связь с современностью (общее в жизни первобытного человека с современными племенами папуасов, сурма, бушменов). Периодизация первобытного общества согласно археологии (каменный век (палеолит, мезолит, неолит), энеолит, бронзовый век, начало железного века).

Становление и развитие археологии как науки по материалам Сибири.

Начало археологических исследований  в Европе и в России. Попытки организовать охрану памятников и сбор археологических материалов в государственном масштабе (XVIII век, указы ПетраI). Первые раскопки в Сибири у деревни Абакано-Перевозное (Д.Г. Миссершмидт, Ф. И. Страленберг). Работа экспедиции по археологии Сибири с 1733 по 1743гг. (Г.Ф. Миллер,  С. П. Крашенинников, И. И. Гмелин, Г.В. Стеллер. Я. Линденау). Учреждение императорской Археологической комиссии. Открытие музея в Минусинске (создатель Н. М. Мартьянов). Раскопки на реке Чёрный Июс, близ Минусинска, курганов Уйбатской степи (Д.А. Клеменц). Исследовательская работа в сибирских степях А.В. Андрианова, В.В. Радлова, И.Т. Савенкова. Подписание декрета о создании Академии истории материальной культуры – государственного центра археологических исследований. Раскопки С.А. Теплухова (окрестности села Батени), А.П. Окладникова (неолитические поселения в Сибири), С.И. Руденко и М.П. Грязнова (курганы древней знати на Алтае). Работа Красноярской археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР. Современные исследования.

Тема 2. Религиозные верования народов Сибири и Приенисейского края в эпоху первобытности. Каменный век на территории Сибири (4 часа).

Понятие «религия». Ранние формы религии Сибири и Приенисейского края.

Происхождение и определение понятия «религия». Тотемизм как представление о сверхъестественном родстве человеческого коллектива с определённым видом животных, растений, насекомых и птиц. Отношение к тотему, его выбор и положение. Тотемические центры. Празднества в честь тотемов. Фетишизм как вера в сверхъестественные свойства неодушевлённых предметов. Происхождение фетишизма. Использование фетишей, их предназначение. Наиболее распространённые виды фетишей. Анимизм как вера в мир душ двойников. Представления о душе умершего, отношение к  ней, похоронные обряды. Куколки – божки как вместилища душ умерших. Одухотворение природы. Промысловая магия. Отличие колдовства от знахарства. Шаманизм как вера в колдовскую силу шаманов. Происхождение понятия «шаманизм». Предназначение шаманов, их непременные атрибуты. Отбор и поведение шаманов, стимуляторы их действий. Личные духи-покровители шаманов. Предания о шаманах.

Периодизация каменного века, характеристика его периодов (палеолит, мезолит, неолит) на территории Сибири.

Каменный век как древнейший исторический период, когда основные орудия труда и оружие изготавливались главным образом из камня. Продолжительность каменного века, его общая характеристика и  периодизация (палеолит, мезолит, неолит). Происхождение термина «палеолит», его периодизация (нижний или древний палеолит (олдувайская культура, древний, средний и поздний ашель), средний палеолит (мустьерский период) и поздний или верхний палеолит). Древнепалеолитические памятники на территории Южной Сибири (Улалинка на Алтае), самые первые орудия труда. Мустьерский период (средний палеолит), начало оледенения. Изменения в жизни и деятельности человека. Стоянки в Усть-Канской и Страшной пещерах на Алтае, в бассейне реки Чусовой. Верхний палеолит, образ жизни, охота на мамонтов. Поселения на Афонтовой горе, Кокоревские местонахождения, Мальта, Буреть, Верхоленская гора, единство культуры и быта. Яркое и своеобразное искусство верхнего палеолита (скульптурки животных, женские статуэтки), мнения по поводу их происхождения. Мезолит, отступление ледника. Изменение хозяйственной жизни, техники изготовления орудий, появление лука и стрел. Основные памятники мезолита Сибири (Бирюса на Енисее, Верхоленская Гора  у Иркутска, Усть-Белая на Ангаре, Фофаново в Забайкалье). Сибирь неолита по памятникам ымыяхтахской культуры: жилища, занятия, орудия труда, оружие. Искусство неолита: орнаменты на керамических сосудах, мелкая пластика, наскальные изображения. Петроглифы, их содержание и смысл. Приемы исполнения рисунков. Разнообразие орнаментов, их особый смысл.

 

Тема 3. Эпоха энеолита и эпоха бронзы Красноярского края (4 часа).

Эпоха энеолита. Афанасьевская и Окуневская культуры.

Общая характеристика энеолита как эпохи медно-каменного века. Афанасьевская культура, поселения и могильники (Верховье Енисея, Хакасско-Минусинская котловина, Алтай). Внешний вид афанасьевцев, образ жизни, основные занятия и поселения. Домашние промыслы (обработка кож, шитьё ковров и одежды из меха,  изготовление посуды (из дерева, бересты, глины). Продолжительность жизни афанасьевцев, захоронения и находки в них, похоронные обряды. Освоение металлургии меди, изделия из меди. Окуневская культура, поселения и могильники (у деревень Сыда и Биря, под Окунево). Физический облик окуневцев, их отличие от афанасьевцев. Основные занятия, одежда, украшения. Похоронные обряды, ритуальные предметы в захоронениях, могилы. Отличия Окуневских захоронений (мужчин и женщин, служителей культа и детей). Оригинальные предметы искусства (скульптурки животных и людей, куколки-божки, монолитные каменные изваяния),  расшифровка образов, причины изготовления, обряды поклонения.  

Эпоха бронзы. Андроновская и Карасукская культуры.

Общая характеристика эпохи бронзы. Отличие бронзы от меди. Производство бронзы. Складывание центров бронзолитейного производства. Изменения в хозяйстве, общественных отношениях, идеологии и художественной культуре. Складывание андроновской культурно-исторической общности (к западу от Ачинска и Абакана) на базе скотоводства, мотыжного земледелия и металлургии. Основные памятники – могильники и поселения. Виды могильников. Оседлый характер скотоводства. Возделывание злаковых  растений. Орудия труда. Типы поселений. Гончарное производство (небрежно заглаженные баночные толстостенные сосуды с простым ёлочным орнаментом, прекрасно сделанные горшки с более сложным геометрическим орнаментом). Складывание Карасукской культуры (на реке Карасук около сёл Сыда, Орак, Джесос, Кривинское и других местах Хакасско-Минусинской котловины). Могильники в виде курганов, позы захоронённых, находки. Образ жизни, занятия. Своеобразные шарообразные бомбовидные сосуды с геометрическим орнаментом; техника выдавливания из куска глины. Декоративно-прикладное искусство (украшения, предметы быта, оружие). Скульптурные изображения, их содержание и смысл.

 

Тема 4. Особенности железного века южной Сибири. Обобщение (4 часа).

Тагарская культура.

Общая характеристика эпохи железного века. Изобретение способа получения железа и его применения для изготовления орудий труда, оружия и различных предметов. Первые железные изделия. Причины повсеместного перехода к металлургическому производству железа. Технология получения железа. Изменение жизни первобытного человека с появлением железа (развитие ремёсел, более прочное и совершенное оружие, изменение социальной структуры общества, появление неравенства, разложение первобытнообщинных отношений). Складывание Тагарской культуры (Хакасия, Южная часть Красноярского края на Енисее, около Минусинска). Земляные курганы, обширные погребальные камеры. Обряд погребения тагарцев, находки из погребений. Тагарские поселения. Писаницы, отображающие многие стороны жизни этого народа. Одежда, украшения. Основные занятия (земледелие, скотоводство). Орудия труда, остатки зёрен. Арыки, оросительные каналы. Разведение коров, овец, лошадей. Породы лошадей, конские принадлежности. Высокое развитие в производстве бронзовой металлургии и металлообработке. Тагарцы – знаменитые литейщики-ювелиры. Гончарное производство (баночные сосуды с плоским дном, кубки на поддонах, мисочки, кувшины), косторезное дело, выделка кож, прядение и ткачество. Процесс выделения родовой и племенной знати. Курганы знати («Долина царей»,  «Чёрный курган»). Своеобразное искусство «звериного стиля». Культы огня, солнца, растительных сил природы. Вытеснение тагарцев гуннами.

Таштыкская  культура.

Формирование Таштыкской культуры (Хакасско-Минусинская котловина). Типы погребальных сооружений, разнообразие конструкций могил и обрядов погребения. Развитие ремёсел и декоративно-прикладного искусства по находкам из захоронений. Одежда таштыкцев, женские причёски. Уникальные рисунки на деревянных обугленных дощечках, вырезанные остриём ножа (бегущие олени, лоси, медведи, волки, всадники, воины в доспехах с оружием, битвы). Деревянные миниатюры. Керамические сосуды (с поддоном, в форме котлов, бомбовидной формы). Сложные орнаменты. Глиняные маски (индивидуальны, портретны). Основа хозяйства Таштыкской культуры – скотоводство и земледелие. Разведение лошадей. Скот – богатство, мерило знатности. Связь земледелия с широким применением железа. Орудия труда. Поселения, жилища таштыкцев. Сложный  этнический состав и социальная структура общества. Власть наместника, развалины его дворцаОтсутствие зачатков государственности. Имущественное и этническое неравенство. Основа общества – общинники-земледельцы. Привилегии патриархальной прослойки.

                   

V. Методические рекомендации

Групповая работа на семинарских занятиях по обобщению материала              

Обобщение изученного материала проводится на семинарском занятии сначала по

контрольным вопросам (см. ниже), а затем в группах по заданиям:

1 группа:  Сформулировать фронтальную беседу для учащихся 5-х классов по материалу

одной из предложенных тем.

2 группа: Составить несложные тесты для учащихся 5-х классов по изученному материалу,

например:

Тестовые задания:

1. Соотнесите термины с их определениями:

1) Археология                                    А) общность археологических памятников и предметов, относящихся

2)  Культурный  слой                            к одному времени и сосредоточенные на одной территории

3) Археологические памятники                Б)  наука, изучающая прошлое на основании археологических

4) Археологическая культура                  источников

5)  Вещественные источники                  В) остатки предметов и сооружений, сделанных руками людей                                                                                                    Г) слой, насыщенный остатками жизни и деятельности человека

                                                     Д) места жизни и захоронения людей в прошлом

(1-Б, 2-Г, 3-Д, 4-А, 5-В) 

 

2. Расположи в хронологической последовательности эпохи: 

1) Энеолит

2) Железный век

3) Каменный век

4) Эпоха бронзы

(3, 1, 4, 2)

 

3. Вставь пропущенное слово:

Каменныё век делится на палеолит, ….   , неолит.

 

 4. Заполните схему:

Древнейшие формы религии народов Сибири

        

        

        Тотемизм

 

 

 

 

 

 

(фетишизм, анимизм, шаманизм, магия, колдовство и т д.)

 

5.  Расположите в хронологической последовательности сибирские культуры: 

1) Карасукская культура

2) Таштыкская культура

3) Афанасьевская культура

4) Тагарская культура

5) Окуневская культура

6) Андроновская культура

(3, 5, 6, 1, 4, 2)

 

3 группа:  Придумать творческие задания для учащихся 5-х классов, например:

I.  Конкурс  экскурсий.

К  этому  конкурсу  учащиеся  готовятся  (группами  по  желанию)  заранее.  Заранее 

выбирается  и  жюри  из  3  человек.  В  конкурсе  принимают  участие  все  желающие. 

Учащиеся – экскурсоводы  должны  подобрать  иллюстрации  предметов  первобытного  искусства Красноярского края,  прикрепить  их  на  плакат  и,  изобразив  один  из  залов  художественного  музея,  провести  по  нему  экскурсию,  в  которой  необходимо  отразить  особенности характеризуемой культуры

Критерии  оценки  жюри  экскурсоводов:

1).  Глубина  знаний.

2). Речь, улыбка, жесты, стиль, манера  изложения, обаяние  экскурсовода.

3).  Умение  отвечать  на  каверзные  вопросы  посетителей.  За  наиболее  интересные  вопросы  «посетителям»  даются  очки.  Учащиеся,  набравшие  3-5 очков,  получают  оценку  в  журнал.

В  заключение  жюри  подводит  итоги.

II.  Создать фетиш (кетский аэл, эскимосская кукла и т. д.), инсценировать обряд обращения к нему.

Над проектом ребята работают в группах, используя материал краеведческого музея, многочисленной литературы, рассказы родственников, знакомых.

Критерии оценки проекта жюри:

1). Яркость, оригинальность, степень сложности выполнения работы.

2). Активность участников, артистизм.

3). Близость к оригиналу.

4). Количество источников.

III.  Видео калейдоскоп.  Ребята работают в группах.

Для конкурса необходимо подобрать видеосюжеты о жизни современных народов, находящихся на уровне первобытности. Каждая группа представляет свои сюжеты, комментируя их краткими разъяснениями.

Критерии оценки:

1. Многообразие сюжетов.

2. Грамотность комментария.

3. Вклад каждого участника группы в работе.

4. Привлечение источников, литературы.

IV. Создать проект жилища первобытного человека любой сибирской культуры.Работа в группах (все ребята делятся на 3 группы). Вначале проводится жеребьёвка, ребята тянут карточки с эпохой, в которой они будут создавать проект (каменный век, энеолит, эпоха бронзы, начало железного века) жилища. Важно воссоздать его форму, предметы быта, учитывая регион, где ведётся строительство. Проект можно создавать на ватмане, сделать из пластилина, веток, камней, костей и т. д., можно представить и компьютерную версию. Проект необходимо защитить, обосновывая всё, что использовалось при проектировании.

Критерии оценки:

1) Соответствие исторической эпохе.

2) Оригинальность выполнения, качество.

3) Активность участников, вклад каждого в работу.

4 группа: По предложенному материалу составить тексты для учащихся, по которым они должны будут сделать выводы об общественном строе, основных занятиях, образе жизни, ритуалах людей живших в данную эпоху, например, «Почти в каждой тагарской могиле были найдены кости домашних животных: коровы, овцы, лошади, принадлежности конской сбруи, бляшки, уздечки. … На тагарских писаницах изображены взнузданные и оседланные лошади…. Здесь обнаружены многочисленные поселения трёх типов: долговременные неукреплённые поселения, укреплённые городища и временные сезонные поселения. … На писаницах хребта Бояры изображены женщины в широких коротких одеждах, которые держат какие-то сосуды, рядом с посёлком изображён мужчина, пригоняющий домой стадо. … В могилах обнаружено большое количество бронзового оружия, выпуклые бронзовые бляшки, украшавшие головной убор, крашеные куски кожи, глиняные сосуды. … Предметы из железа у тагарцев встречаются очень редко».

Сделать выводы по каждому составленному тексту.  

5 группа: Составить проблемные вопросы для учащихся 5-х классов по предложенному иллюстративному материалу.       

 

VI. Контрольное задание

Вопросы самоконтроля по курсу

1.  Археология и группы источников.

2.  Культурный слой и археологические памятники.

3.  Археологическая культура и этапы работы археологов.

4.  Значение археологических исследований.

5.  Первобытное общество, его этапы.

6.  Этапы становления археологической науки в Сибири. Её сложности.

7.  Древнейшие формы религии народов Сибири.

8.  Каменный век, его этапы.

9.  Расселение первобытного человека каменного века на территории Сибири.

10.  Эпоха энеолита. Крупнейшие культуры Красноярского края.

11. Особенности Афанасьевской культуры по материалам археологии.

12. Особенности Окуневской культуры по материалам археологии.

13. Эпоха бронзы. Крупнейшие культуры Красноярского края.

14. Особенности Андроновской культуры по материалам археологии.

15. Особенности Карасукской культуры по материалам археологии.

16. Эпоха железного века. Крупнейшие культуры Южной Сибири.

17. Особенности Тагарской культуры по материалам археологии.

18. Особенности Таштыкской культуры по материалам археологии.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Добавить комментарий
Mail.ru counter