Рабочая программа по информатике Макарова 6 класс

Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается  в 6 классе в объеме 34 часа, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена.

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание программы

Требования к уровню подготовки в соответствии с ГОС

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Учебная и методическая литература

Средства обучения

Календарно – тематическое планирование

Пояснительная записка

Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.

Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:

- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;

- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;

- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.

Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных линиях:

- Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.

- Компьютер как средство обработки информации.

- Новые информационные технологии обработки информации.

Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучаются на всех этапах курса (с 5 по 9 класс). Материал курса делится на два уровня, учитывающих возраст учащихся и их подготовку:

1 уровень: начальный (пропедевтический) – 5-6 класс;

2 уровень: базовый – 7-9 класс.

Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе:

-  Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;

-  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

-  Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

-  Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;

-  Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-  Программа профессора Н.В. Макаровой для 6 класса.

 Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».

Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается  в 6 классе в объеме 34 часа, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена.

Так как изложение материала ориентировано на знакомство учащихся с языком программирования в виде игры и создания мультипликационных сюжетов, в настоящей программе добавлено 8 часов на изучение темы «Знакомство с программой Movie Maker» (4 часа) и «Создание анимации» (4 часа) с целью ознакомления учащихся с другими анимационными программами.

Цели изучения основ информатики в 6 классе:

-  продолжение формирования базиса компьютерной грамотности учащихся;

-  освоение среды программирования «Исполнители»;

-  знакомство с программой Movie Maker;

-  формирование навыков написания программ. 

Программное обеспечение курса

Операционная система Windows XP, графический редактор Раint, среда программирования «Исполнители» (автор К.Поляков).

Методическое обеспечение курса

1.     Информатика и ИКТ.  Учебник 5-6. Начальный курс/Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010.

2.     Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь. Начальный уровень. – СПб.: Питер, 2010.

3.     Алгоритмы и исполнители. К.Поляков 

Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Изменения, внесенные в данную рабочую программу и их обоснование

В связи с тем, что программа ЛогоМиры является коммерческим продуктом, считаю целесообразным заменить данный программный продукт бесплатным аналогом «Исполнители» автора К.Полякова.

Программа «Исполнители» обладает рядом преимуществ перед программой Логомиры, а именно:

1.     В программе «Исполнители» реализованы 3 исполнителя: «Черепаха», «Чертежник» и «Робот» в отличии от ЛогоМиров, где присутствует лишь один исполнитель «Черепаха». Это позволяет расширить понятие исполнителя, познакомить учащихся с другими видами исполнителей.

2.     Программа «Исполнители» без конфликтов запускается в современных операционных системах Windows 2000/XP.

3.     Среда «Исполнители» интерактивна, удобна и полностью русифицирована. Имеется возможность вводить команды, используя готовые шаблоны, позволяя сократить время на ввод программы в компьютер, максимально реализуя творческую составляющую программирования, освобождая от рутинных операций.

4.     Синтаксис входного языка среды «Исполнители» имеет много сходства с синтаксисом современных языков программирования, что позволит в старших классах без проблем перейти на современные, объектно-ориентированные языки программирования.

5.     Имеется полная методическая поддержка среды «Исполнители» от автора программы К.Полякова.

Поэтому третий раздел программы адаптирован под использование среды программирования «Исполнители». А именно:

·        тема «Знакомство со средой ЛогоМиры» заменена темой «Знакомство со средой Исполнители»

·        тема «Создание микромира и его обитателей» заменена темой «Возможности исполнителя Черепашка»

·        тема «Организация движения Черепашки» заменена темой «Исполнитель Чертежник»

·        темы «Составление программ» и «Роль датчиков в Логомирах» объединены и заменены темой «Робот»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 класс
 (34 часа в год)

Класс

№ п/п

Разделы программы

Название темы

Учебные часы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1-9

10-16

17-26

27-34

1

2

3

4

5

6

7

8

6 класс

1

Обучение работе на компьютере

Освоение системной среды Windows

1

1

 

 

 

Итого по разделу

1

1

 

 

 

2

Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала.

Моделирование в среде графического редактора

3

3

 

 

 

Итого по разделу

3

3

 

 

 

3

Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления

Знакомство со средой Исполнители и технологией работы в ней

1

1

 

 

 

Возможности исполнителя Черепашка

10

4

6

 

 

Исполнитель Чертежник

7

 

1

6

 

Робот

5

 

 

4

1

Итого по разделу

23

5

7

10

1

4

Создание анимации в PowerPоint

Дизайн.  Оформление презентации

1

 

 

 

1

Разметка слайда. Вставка объектов

1

 

 

 

1

Настройка анимации

1

 

 

 

1

Подготовка тематической презентации

2

 

 

 

2

Защита творческих проектов

1

 

 

 

1

Итого по разделу

6

 

 

 

6

 

Обобщающий урок за год

1

 

 

 

1

Итого:

34

9

7

10

8

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ: НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Раздел I. Обучение работе на компьютере
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.

Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Представление о графическом интерфейсе системной среды. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.

Технология работы с окном. Работа с несколькими окнами. Создание составного документа с использованием нескольких  программ.

Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала
Основные возможности графического редактора PAINT. Использование клавиши Shift для построения прямых, квадратов, кубов, кругов. Построение геометрических фигур. Редактирование графического объекта по пикселам. Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента.

Раздел 3. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления

Тема 3.1. Знакомство со средой Исполнители и технологией работы в ней

Интерфейс программы Исполнители и его основные объекты. Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка. Понятие команды в среде Исполнители. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.

Учащиеся должны знать:

• назначение среды Исполнители;

• основные объекты графического интерфейса среды Исполнители;

• понятие команды и входных параметров.

Учащиеся должны уметь:

• управлять движением Черепашки;

• рисовать простейшие фигуры.

Тема 3.2. Возможности исполнителя Черепашка

Составление простейших программ, использующих базовые алгоритмические структуры.

Графические возможности исполнителя Черепаха. Команды Окружность, Закрась, Цвет.

Процедуры с параметрами.

Учащиеся должны знать:

• технологию создания программ с базовыми алгоритмическими структурами

• графические возможности исполнителя Черепашка;

• технологию создания программ с процедурами с параметрами.

Учащиеся должны уметь:

• создавать простейшие программы с использованием циклов и процедур;

• пользоваться графическими возможностями Черепашки для создания рисунков с повторяющимися элементами и различного цвета;

• создавать программы с процедурами с параметрами.

 Тема 3.3. Исполнитель Чертежник

Алгоритмы. Исполнители. Чертежник. Управление  исполнителем Чертежник.    Использование процедур.    Процедуры.  Цикл «повторить N раз». Команда цикла повтори.                                           

Учащиеся должны знать:

• понятие: декартова система координат на плоскости;

• понятие абсолютные и относительные координаты;

• технологию создания изображений, используя исполнитель Чертежник.

Учащиеся должны уметь:

• строить изображения используя абсолютные и относительные координаты;

• создавать сложные графические рисунки с повторяющимися элементами;

• создавать цветные графические изображения.

Тема 3.4. Робот

Понятие программы. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ.

Среда исполнителя Робот. Объекты среды. Ошибки исполнителя.

Алгоритмы с обратной связью. Условные операторы. Переменные и арифметические программы. Диалоговые программы.

Методы составления программ.

Учащиеся должны знать:

• что такое программа;

• правила оформления программы;

• методы составления программ.

Учащиеся должны уметь:

• разрабатывать программы;

• использовать в программах команды организации цикла и условные операторы;

• составлять диалоговые программы и программы с обратной связью;

• составлять программы «сверху вниз» и «снизу вверх».

Раздел 4. Создание анимации

Возможности создания анимации в среде MS PowerPoint. Добавление нового слайда. Оформление текущего слайда: фон, тема, шрифт. Вставка объектов в слайд. Прозрачный и непрозрачный фон рисунка. Обрезка рисунка. Настройка анимации объектов слайда. Смена слайдов.

 

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по информатике и информационным технологиям 

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

 2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

 

Оценка ответов учащихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

 - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

 

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

 оценка «1» ставится, если работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Учебно-методический комплект:

 1. Программа по информатике и ИКТ профессора Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2009

2. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2010

Средства обучения:

1. Учебник

2. Компьютер

3. Мультимедийный проектор

4. Сканер

5. Принтер

6. Интернет

7. Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)

8. Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)

9. Готовые файлы с заданиями

Программные средства:

1. Операционная система MS Windows XP.

2. Антивирусная программа Антивирус Касперского.

3. Программа-архиватор WinZip.

4. Клавиатурный тренажер.

5. MS Office 2003.

6. Звуковой и видео редактор Windows Movie Maker.

7. Мультимедиа проигрыватель Windows Media.

8. Система программирования.

9. Браузер MS Explorer.

10. Простой редактор Web-страниц (Блокнот).

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter