Рабочая программа по географии 8 класс

Программа составлена в соответствии с концепцией Образовательной системы "Школа 2100"

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка

Содержание курса

Требования к уровню подготовки учащихся

Календарно – тематическое планирование

Литература

Пояснительная записка. 

Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089). Он рассчитан на изучение географии в 6 – 9 –м классах в объеме 245 часов. Школьный курс географии в 8 классе включает раздел: География России: человек и природа 70ч.

Программа составлена в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». В рамках этой Системы каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

В географическом образовании школьников ведущее место принадлежит курсу «География России». Завершая географическую подготовку учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Программа выполнена с опорой на сформированный у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное внимание особенностям проявления на территории России общих географических закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих проблем, прогнозирования и моделирования.

Программа курса реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально объединенных социоприродных процессов и явлений.

Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознания единства геопространства России в его природно-социально- экономическом разнообразии и региональном единстве.

Задачи курса:

- овладение системой теоретических и прикладных географических знаний, необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе «природа – население – хозяйство» на базе устойчивого развития и формирования географической картины мира;

- усвоение методов научного познания (картографического, статистического, сравнительно-географического, геосистемного и др.) с целью успешного, осознанного изучения содержания курса и их применения в самостоятельной деятельности;

- развитие ценностных ориентаций по географическим проблемам развития России, уважения к ее исторической судьбе, уверенности в будущем, креативности, позитива, личной ответственности; создания целостного образа многоликой страны;

- формирование готовности к изучению и практическому решению личностно  и социально-значимых географических задач; созидательной деятельности на региональном и локальном уровнях.

Программа разработана на основе следующих концептуальных идей, имеющих принципиальное значение: идея устойчивого развития, идея системного единства, идея созидательной конструктивности.

 

Содержание тем учебного курса.

Введение 1ч

География России: зачем нужно изучать географию своей Родины? Возрастающая роль географического знания в развитии кругозора и понимания своего места в окружающем мире. Географические объекты и процессы, важные для каждого жителя России.

Часть I. Человек и природа 68ч

Раздел I. География в России: из прошлого в будущее (5ч.)

У истоков географической науки. Географические идеи. География на службе человека. Географическая культура. Географические методы.

Раздел II. Географическое положение и пространства России (6ч.)

Россия на карте мира и Евразии. Оценка географического положения. Сколько раз в России встречают Новый год? Становление Российского государства. Россия в системе макрокультурного районирования.

Раздел III. «Природа – население – хозяйство» - проблема устойчивого развития (6ч.)

Исторические этапы взаимоотношений общества и природы. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Географические проблемы устойчивого развития. Природопользование. Системы природопользования.

Раздел IV. Природа России (11ч.)

Геологическое строение, рельеф, ресурсы недр. Климат и климатические ресурсы. Воды суши и водные ресурсы. Почва и почвенно-земельные ресурсы. Живая природа России. Биологические ресурсы.

Раздел V. Географические системы (5ч.)

Географическая система. Виды географических систем. Уровни географических систем. Пути сохранения устойчивости географических систем.

Раздел VI. Природно-хозяйственные зональные и азональные системы (16ч.)

Учение о географической зональности. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепь и степь. Полупустыни, пустыни, субтропики. Горные системы. Российские моря.

Раздел VII. Демографическая картина России. Сколько нас? Какие мы? (18ч.)

Численность и воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Рынок труда. Качество жизни населения. «Зеркало» демографического завтра. Демографическая политика – путь к национальному возрождению. Размещение населения. Урбанизация: город – агломерация – мегаполис. Этнокультурное своеобразие России.

 

Учащиеся должны знать:

- основные географические понятия: географическое пространство, экономико- и эколого-географическое положение, часовой пояс, природно-хозяйственная зона, географическое разделение труда, районирование, природопользование, природно-ресурсный потенциал, географическая культура, рациональное природопользование, географическая система, солнечная радиация, речной сток, почвенный профиль, биологическая продуктивность, природные ресурсы, демографическая ситуация, миграция, качество жизни, демографическая политика, урбанизация, рынок труда, рекреационный район, культурное и природное наследие;

- основные географические закономерности взаимодействия общества и природы, исторические этапы взаимоотношений общества и природы;

- сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития;

- зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- особенности развития географических систем;

- типичные черты и специфика зональных и азональных природно-хозяйственных систем и географических районов;

- причины, следствия и пути решения геоэкологических проблем России на основе рационального природопользования;

- культурное и природное наследие как фактор формирования географической культуры.

 

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться различными источниками географической информации;

- определять по картам месторасположение географических объектов;

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений: размещения полезных ископаемых от геологического строения и рельефа территории; главных факторов климатообразования; распространения вод; природно-хозяйственных зон; расселения населения; территориальной организации хозяйства по географическим районам;

- приводить примеры зависимости плотности населения от степени комфортности природных условий, городов-лидеров, агломераций, влияние различных факторов на размещение отраслей, центров производства, антропогенного воздействия на ландшафт, острых экологических ситуаций, рационального природопользования;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации, развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения, в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристик отдельных компонентов географических систем и географических районов с использованием сравнительно-географического и проблемно-исторического подходов.

  

Литература:

1.  Основная:

География. («Моя Россия»). Учебник для 8_го класса / Г.С. Камерилова,

Л.И. Елховская, О.А. Родыгина. – М.: Баласс, 2010.

2. Дополнительная:

 Г.С. Камерилова, Л.И. Елховская, О.А. Родыгина., Рабочая тетрадь к учебнику  География «Моя Россиия». – М.: Баласс, 2010

География. Россия. 8 -9 кл.: Атлас/ под ред. А.И. Алексеева. – М.: Дрофа; Издательство ДИК,2009

О.А. Климанова.

География в цифрах. 6 – 10 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2008

 

Календарно-тематическое планирование

уроков географии

 

Классы 8 – _______________

Учитель __________________

Количество часов в 1 полугодии: 34               Количество часов во 2 полугодии: 34

Всего 68 час; в неделю: 2 час

Плановых контрольных уроков _______, зачетов _______, тестов _________ ч.

Административных контрольных уроков _________ч.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений

 

Учебник:  География. («Моя Россия»). Учебник для 8_го класса / Г.С. Камерилова,

Л.И. Елховская, О.А. Родыгина. – М.: Баласс, 2010.

 

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Практическая часть

1

Введение.

1

 

2

Зачем необходимо изучать географию своей Родины?

1

 

3

У истоков географической науки.

1

 

4

«Архитектура» современной географии.

1

 

5

Теоретическое ядро географии.

1

 

6

География на службе человека. Географическая культура.

1

 

7

Географические методы. Картографический метод.

1

 

8

Сравнительно-географический и статистический методы. Мониторинг окружающей среды.

1

 

9

Обобщение. Контрольная работа.

1

 

10

Россия на карте мира и Евразии.

1

Практическая работа «Пространства России».

11

Оценка географического положения.

1

Практическая работа «Анализ и оценка географического положения России».

12

Сколько раз в России встречают Новый год?

1

Практическая работа «Часовые пояса России»

13

Становление Российского государства.

1

 

14

Обобщение. Контрольная работа.

1

 

15

Исторические этапы взаимоотношений общества и природы.

1

 

16

Идея перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

1

 

17

Географические проблемы устойчивого развития.

1

 

18

Природные ресурсы: определение, виды.

2

Практическая работа «Оценка природно-ресурсного потенциала России».

19

Природопользование.

1

 

20

Обобщение. Контрольная работа.

1

 

21

Разнообразие рельефа и его главные элементы.

1

Практическая работа «Расположение гор и равнин».

22

Геологическая история России.

2

Практическая работа «Геологическая истории гор нашей страны», «Месторождения полезных ископаемых».

23

Современное развитие рельефа.

2

Практическая работа «Развитие рельефа».

24

Геоэкологические проблемы недропользования.

1

 

25

От чего зависит климат России?

1

Практическая работа «Суммарная солнечная радиация».

26

Атмосферная циркуляция.

2

Практическая работа «Прогноз погоды по синоптической карте».

27

Типы климата.

2

Работа с климатограммами.

28

Геоэкологические проблемы.

1

Практическая работа «Агроклиматические ресурсы».

29

Роль и богатство внутренних вод России.

1

 

30

Голубые артерии страны.

1

Практическая работа «Реки России».

31

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники.

1

 

32

Геоэкологические проблемы водопользования.

1

 

33

Почва – «особое природное тело».

1

 

34

Почвы России. Почвенно-земельные ресурсы и их охрана.

1

Практическая работа «Почвы России».

35

Живая природа России.

1

Практическая работа «Растительность и животный мир России».

36

Биологические ресурсы и их охрана.

1

 

37

Обобщение. Контрольная работа.

1

 

38

Как устроена и развивается географическая система?

1

 

39

Виды и уровни географических систем.

1

 

40

Пути сохранения устойчивости географических систем.

1

 

41

Обобщение. Контрольная работа.

1

 

42

Учение о географической зональности.

1

Практическая работа «Комплексная характеристика зональной природно-хозяйственной системы» (по выбору).

43

Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

1

 

44

Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса.

1

 

45

Лесостепь и степь.

1

 

46

Пустыни, полупустыни, субтропики.

1

 

47

Горные системы.

1

 

48

Российские моря.

1

 

49

Обобщение. Контрольная работа.

1

 

50

«Статистика знает все»: география населения в зеркале демографической статистики.

1

 

51

Численность и воспроизводство населения: сосчитаем, сколько нас?

1

 

52

Демографическая ситуация. Рынок труда.

1

 

53

Миграции населения: куда и зачем едут люди?

1

Практическая работа «Закономерности размещения населения России».

54

Качество жизни населения.

1

 

55

«Зеркало» демографического завтра.

1

 

56

Демографическая политика – путь к национальному возрождению.

1

Статистический практикум «Демографический прогноз».

57

Где живут россияне?

1

 

58

Урбанизация: город – агломерация – мегаполис.

1

 

59

Этнокультурное своеобразие России.

1

Практическая работа «Народы России».

60

Обобщение. Контрольная работа.

1

 

61

Резерв времени.

4

 

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter