Девичьи посиделки «Швея швею по наперстку узнает» 6 класс

Цель:

- ознакомить с историей отделки юбки – поневы, особенностями  вышивки в России;

- познакомить с современными отделочными метериалами, их использование в моделировании юбок;

- изучить технологию настрачивания отделки;

- научить приемам наметывания и настрачивания тесьмы, в соответствии с техническими условиями;

- ознакомить с последовательностью технологических операций по изготовлению юбки на резинке;

- повторить способ обработки боковых срезов юбки стачным швом, научить соединять полотнища юбок;

- воспитывать аккуратность, точность;

- совершенствовать навыки в работе с иглой и на швейной машинке;

- развивать интерес к истории и традициям русского костюма.

Ход  мероприятия:

 

Ведущая. Сегодня мы собрались с вами на наши посиделки, чтобы поделиться друг с другом своим мастерством в области шитья, познакомиться с юбкой- поневой, как ее шили в старину и украшали наши прабабушки и бабушки.

Ни одна швея не обходится без набора инструментов, о некоторых из них мы сегодня вспомним и поговорим.

Это ножницы, у них длинные концы, они могут резать большие куски ткани. У каждой швеи они всегда под рукой. У них такая работа – резать ткань и нитки.

Иголки- трудяги. Они без устали снуют туда и сюда. С иголкой надо обращаться осторожно, держать ее крепко и аккуратно, а то она может уколоть.

Для работы с иголкой, чтобы не уколоться, придумали наперсток. Он похож на шлем. Наперсток надевается на средний палец, который теперь защищен от уколов иглы и ему легко подталкивать иголку в ткань.

Давайте совершим экскурсию в историю юбки- поневы на Руси.

1-я ученица. В глазах наших предков женщина была земным священным существом, в тело которого входит священный дух предков, чтобы вновь воплотиться через ребенка. Поэтому женщину сознательно стремились схранить, сберечь от всякого поссягательства на ее духовную и физическую красоту. С древних времен, человек стремился защитить ранимые части тела. Поэтому люди придумали обереги. У женщин оберегами были бусы, серьги, кольца, браслеты.Одним из видов оберегов было украшение одежды по вырезу, рукавам, низу одежды. Низ поневы украшали полосками цветной ткани, вышивкой, тесьмой. Самые нарядные, украшенные богато и обильно поневы носили девушки и молодицы. Пожилые женщины ограничивались только украшением из полос по низу всей поневы. Различались по отделке поневы праздничные и повседневные. Будничные поневы отделывались по низу узкой домотканной полоской кумача или тесьмы. А в праздничных поневах большое внимание уделялось отделки по подолу понев, в которых использовалось все богатство отделки: многоцветные вышивки, кружева, ленты, блестки, стеклярус.

Ведущая. А кто может рассказать о видах отделок?

2-я ученица. Я расскажу вам о современных видах отделок, которыми вы можете украшать юбку сейчас. Тесьма - это полоски разной ширины. Тесьма бывает плетеная и вязаная. Плетеная тесьма может быть получена на машинах или ручным плетением. Она обладает повышенной растяжимостью во всех направлениях. Распространенные виды тесьмы: ажурная, отделочная, «вьюнчик».

Ленты- это тканные полоски различной ширины, вырабатываются на лентоткацких станках простым, ворсовым, ажурным плетением. Для лент используется хлопчатобумажная, штапельная, шерстяная, шелковая и синтетическая пряжа. По окраске ленты выпускают одноцветные и пестротканные.

Кружево – это прозрачное, ажурное изделие, изготавливаемое плетением, вязанием, вышиванием. Кружево изготавливают в виде полотна, которое потом разделяют на отдельные полосы в виде ленты. Кружева бывают ручной и машинной работы.Ручные кружева: плетенные, вязанные и филейные.

Шитье – это полоски тонкой, отбеленной ткани с отверстиями, заключенными в вышивку. Выпускают шитье в виде кроя и прошивок.

Практическая работа. «Выполнение стачного шва»

1. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь и сметать швом шириной 1 см.

2. Стачать детали на расстоянии 0,1 см от отмеченных строчек к срезам. Закрепить концы строчек.

3. Удалить нитки строчек.

4. Шов разутюжить или заутюжить.

3-я ученица . Я расскажу вам как нужно настрачивать отделку: тесьму или кружево.

1. Наметать тесьму вдоль размеченной линии стежками 1 см.

2. Настрочить тесьму на изделие:

А) тесьму «вьюнчик» - посередине;

Б) тесьму узорную – двумя строчками на 0,1 см от края;

В) кружево – одной строчкой сверху на 0,1 см от края.

3. Удалить временные стежки.

4. Приутюжить изделие.

4-я ученица. Давайте ответим на вопросы:

- Какими швами сшита юбка?

- Почему вы выбрали такой шов для соединения полотен по боковым сторонам?

- Каким швом обрабатывается низ юбки и почему?

- Зарисуйте схему стачного шва вразутюжку и стачного шва взаутюжку.

- Какие операции вы выполняете при обработке низа юбки?

- Как вы понимаете слова «сметать, застрочить, заметать, стачать»?

Ведущая. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть!

Игра «Пестрый котел». Записки с вопросами находятся в котле. Каждая из вас берет записку, зачитывает вопрос и отвечает на него.

Вопросы

- Для чего украшали поневу в старину?

- Как украшали поневу пожилые женщины?

- Как создавали тесьму россиянки до 20 века?

- Как украсить юбки можно сейчас?

- На каком расстоянии прокладывают строчку от края тесьмы?

- Иглы для вышивания должны быть короткие с удлиненным ушком?(да)

- Для вышивки на тонких тканях применяют более толстые иглы?( нет)

- Наперсток предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань?

- Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации7

- Расстоянии между глазами и работой должно быть от 25-30 см?(да)

-Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спинку?

- По окончании работы иглу необходимо вколоть в одежду?

- При выполнении какого шва используют термин «сметать»?(стачной)

- С какой стороны должен падать свет на рабочееместо?(слева, сверху)

- При выполнении какого шва используют термин «разутюжить»(стачной)

- При выполнении шва что мы делаем в начале ив конце строчки?(закрепку)

- Какую отделку можно применить при шитье юбки?(тесьму)

- Какая бывает понева?(глухая и распашная)

- Раньше вместо резинки на юбке-поневе использовали шнурок. Как он назывался?(гашник)

- На каком расстоянии мы сметывали швы? (1 см)

- Чтобы боковые срезы у юбки не осыпались, что с ними делают?(обметывают)

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий