План-конспект занятия по технологии 6 класс: Искусство обработки металла напильником

Автор: Кувшинов Эдуард Александрович, учитель технологии, МБОУ Сосновская СОШ № 1, Нижегородская область, р/п Сосновское

 

Цель: Познакомить учащихся с назначением и видами напильников. Научить безопасным приемам работы напильниками и самоконтролю качества выполняемых операций. Способствовать развитию технического мышления, умению правильно подбирать форму и вид напильника.  Воспитывать аккуратность и точность в работе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: устный и письменный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, показ, практическая работа.

Оборудование, приспособления, инструменты: верстак слесарный, чертилка, линейка, слесарный угольник, набор напильников, штангенциркуль.

Наглядные пособия: презентация по теме, стенды «Слесарный инструмент, металлы, слесарные операции», «Виды проката»,

Межпредметные связи: математика, ИЗО.

Материалы: листовая сталь.

Время: 90 минут.

 

Ход занятия

1. Организация учащихся 3 мин.

2. Сообщение темы и цели занятия 2 мин.     

3. Повторение пройденного материала 8 мин.

- Письменный контроль.

Заполнить кроссворд (применяется для повторения предыдущих тем, а также связан с вопросами,  изучаемыми в данной теме, например, напильник должен быть тверже заготовки, прокатные профили – профили напильников и т.д.

По горизонтали. 1. Свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого материала. 6. Прокатный профиль. 7 Сплав меди с оловом, свинцом, алюминием, желто-красного цвета.

По вертикали. 2. Металл красного цвета, пластичный, хорошо проводящий электрический ток. 3. Сплав железа с углеродом до 2%.  5. Что входит в состав чугуна кроме железа?

- Устный контроль:

- какие инструменты применяют для разметки и контроля при изготовлении деталей из металла?

- нарисовать прокатные профили (ученик рисует на доске)

(После выполнения письменного и устного контроля открыть стенды: слесарный инструмент, металлы прокатные профили; ученики сделают самоанализ своих ответов).

4. Изложение нового учебного материала  с демонстрацией приемов работы 12 мин.

Посмотрим на стенды № 1, на нем показан слесарный инструмент, с некоторыми инструментами вы уже знакомы, а с большинством других мы познакомимся на ближайших занятиях. Некоторые из этих инструментов изготовлены учениками в учебной мастерской (слесарный угольник, циркуль, слесарная ножовка и др.). Для их изготовления необходим такой инструмент, как напильник. На стенде № 3 вы видите изделия из металла изготовленные учащимися, напильник для их изготовления также нужен.

В умелых руках напильник поможет изготовить красивые,  качественные изделия, а это искусство.

Опиливанием детали придают требуемую форму и размеры, производят подгонку деталей друг к другу при сборке и выполняют другие работы. Напильниками обрабатывают плоскости, криволинейные поверхности, пазы, канавки, отверстия различной формы, поверхности, расположенные под разными углами.

Напильники изготовляют из инструментальной стали У 13, У 13А. После насечки зубьев напильники подвергают термической обработке /подробно о марках стали и термической обработке, мы узнаем в 7 классе/.

Одним из основных производителей напильников в нашей стране является завод «Металлист» расположенный в нашем поселке, он выпускает  практически все виды существующих напильников (слайд 4)

Классификация напильников:

(записать в тетрадь классификацию напильников – коротко)

/Показываю/

Напильник перемещают равномерно и плавно на всю длину. Движение напильника вперед является рабочим ходом. Обратный ходвспомогательный, его выполняют без нажима. /Показываю/.

В процессе опиливания необходимо следить за соотношением сил нажима на напильник – балансировку.

При опиливании параллельных плоскостей сначала обрабатывают базовую поверхность, а от нее размечают другую плоскость.

Приемы работы напильником. /Показываю/

1. Поперечное опиливание – позволяет снимать большие припуски.  Недостаток –поверхность заготовки неровная после обработки. Поэтому нужно чередовать с другими приемами опиливания.

2. Продольное опиливание - позволяет обеспечить прямолинейность обрабатываемой плоскости, но снимает небольшой слой металла.

3. Перекрестное опиливание – позволяет обрабатывать ровно длинные поверхности.

4. Круговое опиливание применяют для доводки широкой поверхности, снимает небольшие припуски.

5. Закрепление учебного материала 8 мин.

Вопросы:

- Классификация напильников? (спросить 2 учеников)

-  Правила безопасной работы при опиливании?

- Способы работы напильником? (ученики демонстрируют  приемы опиливания- 2-3 ученика, при небольшой группе желательно, чтобы каждый ученик попробовал).

- Как правильно выполнять контроль обрабатываемой поверхности?

- Очистка и хранение напильников.

Учитель должен корректировать ответы учеников и показ рабочих действий.

6. Вводный инструктаж 5 мин.

Сегодня мы будем изготовлять  заготовку для значка. На последующих занятиях, изучая операции: распиливание отверстий, пиление слесарной ножовкой и др., мы изготовим значок. /Представлен значок частично сделанный./

Назначение изделия -     брелок – значок  ( 6 А, можно соединить с ключами, как брелок и вешать на грудь, как значок)

- Характеристика материала изделия  - сталь конструкционная, листовая. Толщина 2 мм.

- Разбор чертежа детали (дать  ученикам самостоятельно прочесть чертеж и дополнить ответ).

- Подробный разбор технологии изготовления:

1. Измерить заготовку (проверить на соответствие необходимых размеров).

2. Опилить базовую поверхность (контроль линейкой).

3. Разметить деталь по чертежу и опилить согласно разметке (контроль линейкой и сл. угольником).

- Правила пользования оборудованием и инструментом (изучено выше, при необходимости напомнить работу с тисками - придерживать ручку тисок, чтобы не прищемить пальцы).

- Показ наиболее рациональных приемов изготовления.

- Правила техники безопасности (приведены и изучены выше, напомнить про острые края металла, работу с чертилкой).

- Организация рабочего места (обратить внимание на организацию рабочего места, размещение напильников, контрольно-разметочного инструмента).

- Критерии оценки качества изделия (точность, отклонения от размеров +_1-1,5 мм, допускается опилить 3 поверхности из 4).

- Проверка усвоения изложенного материала.

- закрепить заготовку;

- показать правильную стойку при опиливании (ученик);

- дать выполнить 2-3 ученикам (несколько пересекается с закреплением учебного материала, применять в зависимости от готовности группы), отметить какие допустили ошибки,

 и объяснить, как их избежать.

7. Практическая работа

8. Текущий инструктаж 4 мин.

- Рассказать учащимся об их успехах и недостатках при выполнении практической работы, какие меры нужно предпринять, чтобы не допускать брака при опиливании.

- Обратить внимание на соблюдение правил Т/Б.

- Контроль размеров и формы.

Особое внимание уделить отстающим, оказать помощь (задать наводящие вопросы, подсказать, как лучше устранить неровности и т.д.)

9. Практическая работа.

/Межпредметные связи – математика. Прямая линия, параллельные и перпендикулярные линии/.

10. Заключительный инструктаж 5 мин.

- Как достигнута цель урока?

- Как группа справилась с заданием?

- Кто отличился?

- Показ лучшей работы.

- Анализ общих и  индивидуальных ошибок.  (Рефлексия. Самоанализ деятельности учащихся и ее результатов).

- Правильность заполнения кроссворда (особое внимание уделить часто встречающимся ошибкам.  Для корректировки ответов показать представленный материал на стендах).

Домашнее задание.

Прочитать параграф 22. Разработать форму буквы А для значка. /Межпредметные связи –ИЗО. При разработке, необходимо нарисовать различные по форме и отделке буквы/.

Выставление оценок  в журнал и дневники.

11. Уборка  на рабочих мест и в  мастерской 5 мин. 

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter