Конспект урока: Технология пиления древесины. 5 класс

Автор: Кувшинов Эдуард Александрович, учитель технологии, МБОУ Сосновская СОШ № 1, Нижегородская область

 

Подробная разработка урока сопровождается фотографиями и наглядными примерами.

Пояснительная записка

Учащиеся  5–х  классов знакомятся  с древесиной и древесными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологиями обработки. А также приобретают элементарные умения по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке древесины и древесных материалов. Учащиеся 5-х классов большую часть времени в учебных мастерских занимаются ручной обработкой материалов. Последнее обусловлено важностью ручных операций для физического развития учащихся. Полученные при изучении данного раздела знания, умения и навыки  послужат базой при усвоении других разделов в 5 классе и освоении программ по технологии в 6-7 классах и далее. Кроме того умение работать столярным инструментом поможет при ремонте своей квартиры, дачи, ведь каждый мальчик вырастет в мужчину.

В младших классах на уроках технологии ученики работали с бумагой, картоном и рядом других материалов, используя ножницы и иной простой инструмент. На уроках природоведения знакомились с растениями и деревьями. На математике познакомились с линейкой, построением фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник). Знания, полученные в начальной школе нужно использовать и развивать. Также нужно использовать их личные знания, впечатление об окружающем мире. Они ходят по улицам видят деревья, некоторые породы знают, иногда знают какая порода древесины мягче или тверже, знают названия деревянных построек и частично их устройство. Поэтому,  особенно в 5 классе часто применяю метод беседы, ученикам интересно поделиться своими знаниями, но нужно направлять беседу, чтобы не превратилась в болтовню. После такого вступления учащиеся воспринимают занятия в мастерских как средство развития их опыта, знаний и умений, приобретенных на уроках технологии в 1-4 классах. Знакомя со свойствами (прежде всего механическими),  нужно подчеркнуть, что они имеют решающее значение при выборе заготовки в зависимости от назначения обрабатываемой детали. Когда учащиеся усвоят свойства основных конструкционных материалов, их  можно привлекать к самостоятельному выбору заготовки в соответствии с техническими требованиями к изделию.

На занятиях учащиеся изучают устройство и правила применения в работе измерительного,  режущего инструментов и приспособлений. Необходимые знания и умения накапливаются у учащихся при изучении конкретных инструментов, но необходимо стремиться к тому, чтобы со временем эти знания и умения стали обобщенными и использовались для формирования таких важных качеств личности работающих, как творческое отношение к труду, умение критически анализировать существующие условия труда и т.д. Политехнический принцип требует, чтобы учащиеся каждый инструмент, приспособление изучали в сравнении с другими инструментами и приспособлениями. Например, на предыдущем занятии учащиеся познакомились с приемами работы рубанком и шерхебелем. При изучении ножовки по дереву сравнить режущую часть ножа с зубом пилы. Сопоставление конструкций инструментов содействует развитию технического мышления учащихся.

Урок комбинированный выбран по тому, что позволяет решить несколько задач: повторить и закрепить ранее изученный материал (типы линий, проставление размеров на чертеже, виды пиломатериалов и др.), изучить новый материал (пиление как технологическая операция) – теоретический урок, формирование умений и навыков при пилении, разметке. Практический урок – изготовление необходимого изделия.

Форма организации учебной деятельности  на уроке - фронтальная, все учащиеся будут выполнять одинаковое задание.

Методы обучения. При изучении нового материала рассказ и беседа, с демонстрацией компьютерной презентации по данной теме (имеются в наличии презентации по другим темам), инструмента  и приспособлений (различные виды ножовок, стусло, упор), таблиц, использование иллюстраций в книге и рисунков на доске. Демонстрация образцов выполненных ранее изделий.

При вводном и текущем инструктаже, а также по мере необходимости (неправильное выполнение операций) объяснение приемов выполнения работы (разметка, пиление и др.) с практическим показом учителем и выполнением 2-3 учащимися, с последующим разбором правильности выполнения  операции пиления.

При практической работе № 1 –  упражнение, так как операция пиление, для учащихся новая и необходимы тренировочные упражнения по запиливанию, пилению, то есть усвоению первоначальных трудовых приемов. Ножовка «старается пилить криво, не запиливает», поэтому нужны тренировки, на это и направлено выполнение заданий 1 и 2, также ученики учатся визуальному контролю при пилении по прямой линии. Без выполнения упражнений нельзя достигнуть быстро хороших результатов, обучающийся учится держать инструмент и правильно его использовать.

При выполнении задания 3 непосредственно практическая работа, ученики более осознано выполняют трудовые операции.

На данном занятии работа с книгой незначительна, но дома при повторении теоретического материала и правил техники безопасности ученики дополнят полученные на уроке знания, изучая параграф 7.

 

План-конспект занятия

Дата: 4 неделя

Класс: 5

Тема. Технология пиления древесины.

Цель. Ознакомить учащихся с инструментами и приспособлениями,  применяемыми при пилении древесины. Научить безопасным приемам пиления столярной ножовкой и контролю качества выполняемых операций. Способствовать развитию технического мышления. Воспитывать аккуратность и точность в работе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, показ, практическая работа.

Оборудование, приспособления, инструменты: верстак комбинированный, стусло, карандаш, линейка, столярный угольник, столярная ножовка, лучковая пила, упор.

Наглядные пособия: презентация по теме «Технология пиления древесины», таблицы: «Пиление. Выпиливание. Зачистка», «Типы графических изображений», рисунки в учебнике рис.24-28.

Межпредметные связи: математика, ИЗО, природоведение.

Материалы: сосна, липа, осина.

Время: 80 минут.

 

Ход занятия


 1.  Организация учащихся 3 мин.

- Ввод учащихся в мастерскую.

- Проверка наличия рабочей формы и готовности к занятию.

- Проверка посещаемости занятий, выяснение причин отсутствия.

- Назначение дежурных.

2.  Сообщение темы и цели занятия 2 мин.

Приведены выше.

3.  Повторение пройденного материала 8 мин.

- Графический контроль по карточкам: типы линий, проставление размеров на чертеже.

- Устный контроль:

- назвать виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения.

- какие инструменты применяют для строгания, их устройство?

- назначение технологической карты?

4. Изложение нового учебного материала  12 мин.

Пиление заключается в разделении древесины на части с помощью столярной ножовки или лучковой пилы. Они бывают, различны по устройству и назначению. Чаще всего применяют широкую столярную ножовку

По направлению разрезания волокон различают поперечное, продольное и смешанное пиление.

При поперечном пилении направление реза (пропила) перпендикулярно волокнам, при продольном пилении параллельно волокнам. Показ ножовок с зубьями: а) для поперечного пиления, б) для продольного пиления, в) для смешанного пиления. Форма зуба у ножовки имеет треугольную форму, вы изучали построение треугольников на математике.

Чтобы полотно пилы не защемлялось при пилении, на ней делают развод зубьев, то есть отгибают их поочередно в разные стороны на один и тот же угол. В результате ширина пропила получается больше, чем толщина полотна, и пила перемещается свободно

Перед пилением заготовок особое внимание нужно уделить их надежному креплению. При запиле применяют деревянный брусок или упор и делают два – три плавных движения ножовкой к себе.

Для точного пиления брусков применяют приспособление – стусло. Оно имеет в стенках пропилы под строго определенными углами. Применение стусла повышает точность распиловки, исключает затраты времени на разметку детали, повышая таким образом производительность труда.

Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней. Линия разметки должна оставаться на будущей детали.

При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку  инструмента. В конце пиления нажим на пилу ослабляют, чтобы не скалывать волокна древесины на выходе пилы.

Виды брака:

- неровный, непрямолинейный распил (распил не по риске);

- мшистый распил (не гладкий, сильно шероховатый); запилы в виде  углубленных рисок на сторонах пропила;

- неперпендикулярность пропила к пласти доски;

- повреждение кромок доски при поперечном пилении;

- отщепы кромок при поперечном пилении.

Правила Т/Б при пилении.

1. Надежно закреплять заготовку при пилении. Пользоваться упорами, стуслом и другими приспособлениями.

2. Нельзя направлять полотно пилы пальцами, нужно запиливать по бруску.

3. Пилить только исправной остро заточенной пилой.

4. Не допускать перекоса пилы при пилении. Не делать резких движений пилой.

5. Не держать левую руку близко к полотну пилы.

6. Класть пилу на верстак зубьями от себя.

7. Не сдувать опилки и не сметать их рукой. Пользоваться  щеткой.

5. Закрепление учебного материала 3 мин.

Вопросы:

- Какие пилы вы знаете?

- Что такое стусло и для чего оно нужно?

- Как правильно выполнить запил?

- Что нужно сделать, чтобы не было отщепов?

- Как располагать ножовку на верстаке?

6. Вводный инструктаж 5 мин.

- Назначение изделий (дет.1 – рейка для отработки разметки и приемов пиления, дет.  2 – брусок, для крепления шлифшкурки, дет. 3 – разделочная доска)

- Характеристика материала изделия (напомнить о свойствах липы и сосны - изучали ранее).

- Разбор чертежа детали (дать попробовать ученикам самостоятельно прочесть чертеж и дополнить ответ).

- Подробный разбор технологии изготовления.

- Правила пользования оборудованием и инструментом.

- Показ наиболее рациональных приемов изготовления.

- Правила техники безопасности (показать)

- Организация рабочего места (обратить внимание на организацию рабочего места).

- Критерии оценки качества изделия

- Проверка усвоения изложенного материала.

1) закрепить заготовку;

2) показать правильную стойку, держание ножовки и запиливание;

3) напомнить правила Т/Б при пилении;

4) дать выполнить 2-3 ученикам пиление, отметить какие допустили ошибки, и объяснить, как их избежать.

5) объяснить выполнение практических заданий 1 и 2.

7. Практическая работа  20 мин.

 Задание 1.Отработка приемов пиления.

- Разметить заготовку (чертеж выполнен на учебной доске).

- Закрепить заготовку и отпилить согласно разметке (в тисках,  в стусле, закрепить струбциной).

- Визуальный контроль детали.

Задание 2. Изготовление основания для шлифовального бруска.

- Разметить заготовку  (чертеж выполнен на учебной доске).

- Зафиксировать  заготовку в сусле и отпилить согласно разметке.

- Контроль детали с помощью линейки и столярного угольника.

8. Текущий инструктаж 4 мин.

- Рассказать учащимся об их успехах и недостатках при выполнении практической работы, какие меры нужно предпринять, чтобы избежать в дальнейшем брака при пилении.

- Обратить внимание на соблюдение правил Т/Б.

- Объяснить выполнение задания 3.

9. Практическая работа 15 мин.

Задание 3. Изготовление разделочной доски.

- Разметить заготовку по шаблону.

- Пиление согласно разметке.

-  Контроль детали с помощью линейки и шаблона.

10. Заключительный инструктаж 4 мин.

- Как достигнута цель урока?

- Как группа справилась с заданием?

- Кто отличился?

- Показ лучшей работы.

- Анализ общих и  индивидуальных ошибок.

Домашнее задание.

Прочитать параграф 7, выучить правила Т/Б при пилении. Разработать рисунок для украшения разделочной доски.

Выставление оценок  в журнал и дневники.

11. Уборка  на рабочих мест и в  мастерской 4 мин.

- Учащиеся убирают инструмент, заготовки, сметают опилки с верстака.

- Дежурные подметают полы в учебной мастерской.

- Со звонком учащиеся организованно уходят из мастерской.

- Принимаю помещение у дежурных.

- Проветриваю помещение.

Пояснения по деятельности учителя и учащихся

1. Организация учащихся. Ученики в 5 классе учатся недавно,  пришли из начальной школы, где они, чаще всего, занимались в  классной комнате и под руководством одного учителя. Поэтому, особенно первое время, необходимо встречать учеников, контролировать, поведение в учебной мастерской, форму одежды, наличие тетради и др. Как правило, в начальной школе нет тетрадей по технологии, и некоторые ученики забывают ее принести.

2. Сообщение темы и целей занятия. Ученики записываю дату занятия и тему в тетрадь. Включить первый слайд презентации.

3. Ученики выполняют задание по карточкам, в которых отмечают необходимые типы линий, проставляют необходимые размеры. Нужно напомнить, что чертеж и размеры проставляются карандашом.

При устном контроле задействовать большинство класса. При ответах учеников стараться использовать наглядный материал, инструменты.

Обратить внимание, что повторяемый материал, понадобится для практического использования на данном занятии.

Задание № 1. Начертить линии.                        Задание № 2.  Проставить габаритные размеры.

 

Наименование

Начертить линии

Назначение

Сплошная толстая

основная

 

Линии видимого контура

Сплошная тонкая

 

Размерные и выносные линии

Штрихпунктирная

тонкая

 

Осевые и центровые линии

Штриховая

 

 

Линии невидимого контура

Сплошная волнистая

 

 

Линия обрыва

Штрихпунктирная  с двумя точками

 

Линии сгиба на развертках

 

Рис. 1 После выполнения работы показать на плакате правильное изображение линий и простановку размеров.

 

4. При изучении нового материала используется компьютерная презентация, стенды, инструменты, приспособления, ранее выполненные изделия. Виды зубьев у ножовок дополнительно нарисовать мелом на доске, а разводку зубьев показать на пальцах руки или вырезав крупные зубья ножовки из бумаги (четные влево, нечетные вправо), ученики это хорошо запоминают. Особое внимание уделяется правилам Т/Б при пилении.

Рис.2                                         Рис. 3                                                 Рис. 4

 

5. Ученики делают записи в тетрадь по ходу презентации: определение пиления, развод зубьев, основные правила Т/Б при пилении, зарисовывают виды зубьев пил.

При закреплении  учебного материала, вывести вопросы на экран. Ученики будут проявлять большую активность,  поднимать руку для ответа. При неполных ответах, предложить ответить другому ученику и дополнить самому.

 

 6. На вводном  инструктаже, рассказать какие изделия будут выполнять учащиеся, в данном случае их три. Обратить внимание на точность разметки. Первое предназначено для тренировки умений пиления и заготовки отпиленные могут в дальнейшем использоваться, как брусочек для запиливания. Изделие простое, серьезных требований по точности предъявлять не нужно, ученики взяли ножовку первый раз.  Второе изделие – брусок для крепления шлифовальной шкурки. Данное изделие используется на последующих уроках при объяснении тем: «Соединение на гвоздях» и «Шлифовка древесины». Отрабатывается разметка с помощью линейки и угольника. Ученикам нужно будет разметить и отпилить ровно (по возможности) две поперечных стороны. Пробное пиление учениками позволяет выявить ошибки и объяснить при этом, чтобы они не проявлялись  в дальнейшем. Например, ученики отходят в сторону при пилении,  рез получается неровным - «ушел к соседу».

Рис. 4 Использование упора при пилении              Рис. 5 Крепление заготовки струбциной, запиливание по бруску                            

 

7. При выполнении разметки и пилении, контролировать действия учеников, выполнение ими правил Т/Б, при необходимости приостановить выполнение практической работы и провести дополнительный инструктаж. Похвалить ученика, что качественно и верно выполняет задание.

Рис. 6 Закрепление заготовки в тисках,             Рис. 7    Пиление с использованием стусла.

запиливание по бруску.

 

8. Текущий инструктаж проводить со всеми учениками, даже если кто-то не успел выполнить задание, его выполнение продолжат после инструктажа. Пояснить, что к изготовлению 3 детали, можно только после выполнения первых двух заданий. Разделочная доска размечается по шаблону, поэтому время на разметку тратится мало. Естественно, что изготовить разделочную доску за 15 минут нельзя, ученики выполнят только часть работ, а на последующем занятии продолжат изготовление.

9. При выполнении практической работы обращать больше внимания отстающим ученикам, подбодрить. Не нужно использовать в 5 классе шаблоны сложной формы (полукруглые, криволинейные) лучше, чтобы они состояли из прямых линий.

Рис. 8

Рис. 9 Шаблоны разделочных досок сложной формы.

 

10. Провести заключительный инструктаж, отметить лучшие работы, проанализировать ошибки, рассказать и показать, как их избежать. Домашнее задание включает в себя повторение изученного материала и творческое задание – разработку рисунка для украшения разделочной доски. При выставлении оценок учитывать ответы учеников с места, работу с карточками, разметку деталей и конечно выполнение приемов пиления древесины. Вместе с тем, нельзя придираться по поводу несколько кривого реза, так как ученики взяли ножовки первый раз. Со временем они будут делать меньше ошибок, а изделия будут изготовлять более ровными и красивыми.

Урок насыщен информацией и практической работой. Чтобы информация лучше усваивалась, используется компьютерная презентация. Для более быстрой проверки знаний используются карточки. Выполнение практической работы предусматривает постепенное усложнение заданий, работа при этом не однообразна, ее интересней выполнять. Кроме изучения нового материала, ученики закрепляют знания по разметке и древесным материалам.

 

Список используемой литературы

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter