Конспект урока по русскому языку 8 класс: Знаки препинания в простом осложненном предложении

Автор: Бережнева Светлана Николаевна,  МБОУ СОШ № 92, г. Новосибирск, учитель русского языка и литературы.

 

Цель: 1. Закрепить постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении; повторить орфографические навыки.

2. Отработать навыки выделения грамматической основы.

3. Сформировать умение обобщать, делать выводы,  развитие практических  навыков.

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Цели и задачи урока

Мы  заканчиваем работать над ПП и сегодня должны вспомнить и отработать умения ставить знаки препинания в ПП.

 

 Какие  части речи должны быть в  простом предложении, чтобы между ними было тире?

Приведите примеры (устно)

 

Инфинитив и глагол – одно и то же?

 

Когда в ПП мы будем ставить тире?

 

Запись юмористического текста с объяснением орфограмм и пунктограмм.

 

Кот Василий – невероятное (объяснить Л.з.слова) существо.

 Его мечта  - облазить все окрестные чердаки. Усы как будто выдранная зубная щетка. Его хвост – это поникшая метелка.

«Вася, твоя жизнь – 33 несчастья», - говорю я.

А шерсть не шерсть. Добавляю: «Ты пропащее существо».

Если бы Вася мог говорить, он бы сказал: «Жить по-настоящему – это любить свободу».

 

 

 

 

Существительное, глагол, числительное

 

Ответы детей

 

Примеры                                                                

2. Обособление определений

 

Какие определения вы знаете? Примеры

Назовите условия обособления  причастного  оборота?

 

Запись  предложений с объяснением:

Город, засыпанный снегом, выглядел чистым.

Еще не успевшая остыть от дневного зноя земля излучала в воздух тепло.

Согласованные, несогласованные, приложения

 

Дети объясняют постановку знаков препинания в данных предложениях

3. Дефис в приложении

Вспомните условия постановки дефиса в приложении

 

 

Спортсмен, школьник

С данными словами составить предложение.

Эти слова могут быть приложениями? Как напишем?

 

 

 

А тире можем поставить?

Перестройте предложение так, чтобы в нем стояло  тире. Объясните постановку знаков препинания.

 

Объясните постановку знаков препинания  в следующем предложении:

 

Река Обь – приток Волги-реки.

Река Обь – широка и глубока.

Эх, Волга-речка, не боли, сердечко.

Дети называют условия постановки дефиса в приложении

 

Школьники-спортсмены принимали участие в соревнованиях.
(пишем через дефис, т.к.оба сущ. нарицательные)

 

Школьники, принимавшие участие в соревнованиях, - спортсмены.

 

 

 

Дети записывают предложения и объясняют постановку знаков препинания.

4. Кавычки  в приложении

Приведите примеры

 Пьеса «Ревизор»

Театр «Старый Дом»

5. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами

Что можете сказать об обособлении деепричастных оборотов?

Условия обособления сравнительного оборота?

 

Говорил он медленно, растягивая слова.

Дуб на опушке леса разросся, словно великан.

Озеро словно зеркало.

Несмотря на усталость, дети продолжали путь.

Они шли, не смотря себе под ноги.

 

Дети называют условия обособления

 

 

Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания. Синтаксический  разбор (выборочно)

6. Обособление дополнений

 

Кроме лиственных лесов, в России есть и хвойные леса.

Кроме бокса, мой брат увлекается самбо.

Объяснение знаков препинания

7. Неполные предложения.

 

Когда еще в ПП может стоять тире?

 

Для чего их пропускают?

Приведите примеры неполных предложений.

Одно предложение записать с объяснением.

Пропущен член предложения

 

Неполное предложение

8. Итоги урока. Домашнее задание

 

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter