Конспект урока русского языка 7 класс: Правописание наречий с Не и Ни

Автор: Есимбекова Назгуль Каирбековна, КГУ «Ершовская средняя школа», учитель русского языка и литературы, с. Ершовка, Костанайской области, р. Казахстан

 

Цель:

1. Показать условия выбора приставок не и ни с наречиями.

2. Развивать навыки монологической речи.

3. Прививать интерес к учебе.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок-путешествие на тему: «Правописание наречий с НЕ и НИ».

Цели урока:

1. Иметь полученные знания по теме: «Наречие»

2. Уметь полученные знания применять на практике

Добро пожаловать в страну Орфография (слайд схемы-путешествия)

Все ли готовы к путешествию?

 

II.  Актуализация опорных знаний и умений.

Прежде чем отправиться в путь, мы должны запастись багажом знаний. Откройте тетради, запишите число, тему урока.

1. Графическая работа. Определите способ образования наречий.

Криво, направо, скоро, еле-еле, вчера, вечером, издалека, налицо, по-зимнему, в-третьих, сверху, ярко, полным-полно, тихо.

 

III.  Изучение нового материала

Продолжаем наше путешествие. Впереди – высокая гора «Правописание наречий с НЕ и НИ». И чтобы ее покорить вы должны познакомиться с правилом. Откройте тетради для схем и запишите правило. (слайд)

НЕ и НИ в местоименных отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно. Под ударением пишется НЕ, без ударения НИ

Сопоставление

Отрицательные местоимения                            Отрицательные наречия

Ничто, никто, никакой, ничей, некого, нечего.     Некуда-никуда, некогда-никогда

 

1. Для покорения горы нужно хорошо ее изучить. Поэтому на путь встречается нам агентство «Шерлок Холмс». Мы должны выполнить задание «Пропавшие НЕ и НИ».

Делимся на 3 группы

1-гр 3 слова

2-гр 4-6

3- гр 7-9

2. Молодцы, ребята, покорили высокую гору.

Мы продолжаем наше путешествие.  На  нашем пути встречается река «Математика», и чтобы ее переплыть, мы должны для этого сплотиться, помочь друг другу, поддержать  выполнить следующее задание. У вас на партах лежит листочек, где начерчена координатная плоскость. Вы должны распределить слова. (Работа в парах) (обмен тетрадями)

(Не) кем заменить, (ни)кому не отвечать, (ни) (к) кому не ходить, (не) (о)чем сказать, (ни) когда не плакать, (ни) чего не утаивать

(ключ, слайд)

 

IV. Закрепление

Наше путешествие подходит к концу. Для того чтобы вы не забыли, что происходило во время путешествия. Выполните тест

1. Найдите отрицательное наречие

А) никогда

Б) ни с чем

В) никого

2.   Найдите отрицательное местоимение

А) ни от кого

Б) никуда

В) некуда

3.  Найдите отрицательное наречие, где НИ пишется слитно

А) (ни)куда

Б) (ни) (от) куда

В) (ни) (с) чем

4.  Найдите отрицательное местоимение с буквой е

А) (н…)кто не помнил

Б) (н..) кем заменить

В) (н..) чего не утаивать

5.  Синтаксическая роль наречия в предложении

А) определение

Б) обстоятельство

В) дополнение

 

V.  «Рефлексия»

Методика незаконченных предложений

-  Какие знания о наречиях помогут вам выполнить домашнее задание? Заполните раздел таблицы «Узнал».

- Сегодня на уроке мне удалось…

- Самым интересным для меня было…

 

Узнал

Сегодня на уроке мне удалось

Самым интересным для меня было

 

 

 

 

(несколько учеников подводят итог урока)

Оценки за урок

 

VI. Дифференцированное домашнее задание по выбору учащихся:

1. Составить пять заданий по теме наречие для игры “Четвертое лишнее”.

2. Задача-шутка: как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия помогут вам в этом?

3. Используя этимологический словарь, найти материал о происхождении наречий: дотла, начеку, нечаянно. 

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter