Конспект урока русского языка 6 класс: Фразеологизмы

Автор: Гурова Любовь Михайловна, БОУ «СОШ № 109 с УИОП», г. Омск, учитель русского языка и литературы.

 

Цели  урока:  освоение  понятия  ФРАЗЕОЛОГИЗМ; 

формирование умения опознавать фразеологизмы в тексте, понимать их значение  и уместно употреблять в собственной  речевой практике;

содействие  развитию  образного  мышления, связной  речи  учащихся;

обогащение  словарного  запаса  школьников;

формирование   ценностного  отношения  к  родному  языку.

Ход  урока                       

1. Организационный  момент.

2. Проверка  домашнего  задания.

Учитель:  Ребята, вы  в один  миг  справились с заданием.  Это  значит, что вы  как свои  пять пальцев  знаете  материал. Работы у нас хоть отбавляй, поэтому засучив рукава примемся  за  дело.

- Какие словосочетания в данных  предложениях  употребляются в переносном значении?

- Как  вы  понимаете эти  выражения?

3. Запись  темы  урока  и  эпиграфа.

                                                                                   Созвучья  слова  не  случайны!

                                                                                   Пусть  связь  речений  далека,

                                                                                   В ней неразгаданные  тайны

                                                                                   Всегда  живого  языка.

                                                                                                                В.Брюсов

4. Изучение  нового  материала

А) Работа  с  учебником

Задание: сравните  свободные  словосочетания и устойчивые выражения, составьте шпаргалку  «Признаки  фразеологизма».

Слова  в составе  фразеологизма  нельзя  заменить  другими  словами. Слова теряют свою смысловую  самостоятельность. Смысл имеют не отдельные слова, а всё  выражение.

Фразеологизмы  используются  готовыми,  требуют  запоминания.

Являются одним членом  предложения.

Б) Знакомство с фразеологическим  словарём.

В) Сообщение  учителя  об  истории  возникновения  фразеологизмов.

5. Закрепление  изученного  материала.

Задание №1.  Какое из  двух словосочетаний  является  фразеологизмом и почему? Выпишите его.

Золотые зубы,  золотые руки; медвежья услуга,  медвежья берлога;  волчий  хвост,  волчий  аппетит; важная  деталь,  важная  птица;  горькая  микстура,  горькая правда;  приходить в голову, приходить в школу; дрова загорелись, глаза загорелись.

Задание №2. Попробуй  догадаться, какие фразеологизмы  изобразил художник на рисунках, объясни значение  этих  выражений.

Задание №3.  Восстановите  фразеологизмы.  Объясните  их  значение.

Работа  осуществляется в  парах. В случае  затруднения ребята пользуются фразеологическим  словарём.

Дрожит                                 до небес

Знать                                     сложа  руки

Сидеть                                  в собственном  соку

Вариться                              на  чистую  воду

Держать                                как  сыр в масле

Выводить                              вокруг  пальца

Катается                                из мухи  слона

Возносить                             как  осиновый  лист

Водить                                   в  ежовых  рукавицах

Делать                                    как  свои  пять  пальцев

Задание №4 Найдите и исправьте  ошибки в предложениях. Почему  произошло разрушение  фразеологизмов?

Нужен как щуке  ЗОНТИК (брюки). Он весь день валяет ЛОДЫРЯ. У мастера работа ПЫЛАЕТ в руках.

Физкультминутка

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки  вверх  подняли,

В стороны,  вперёд,  назад,

Повернулись  вправо,  влево,

Тихо  сели,  вновь  за  дело. 

Задание №5. Творческая  работа в группах.

В записи  зашифрованы  фразеологизмы. Запишите их, указывая к каждому  слово-синоним или близкое по значению словосочетание. Подготовьте иллюстрацию к одному из фразеологизмов.

Образец: ломать голову- напряжённо  думать

                                   Голову                                                    на  задних  лапках

Ломать                           копья                        ходить                      гоголем

                                   Спину                                                     по  струнке

                                   Шапку                                                    по  миру

 

                                              С  потолка                                            в трубу

Взять                                        себя в руки              пускать                    пыль в глаза

                                               На заметку                                           слезу

                                               В переплёт                                           по миру

6. Контроль  усвоения  изученного  материала.

Задание 1уровня:  найдите и подчеркните фразеологизмы в предложениях.

Задание 2 уровня: найдите в предложениях фразеологизмы и объясните их значение.

А) Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Б) Ребята  работали  засучив  рукава.

В) Никиту как ветром  сдуло с веранды.

Г) Пускай  послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.

Задание 3уровня:  замените  в  предложениях  выделенные  выражения фразеологическими   оборотами.

А) Мы СОВЕРШЕННО  ИСКРЕННЕ  пожелали  гостям  счастливого  пути.

Б) Мы  ИСПОЛНИЛИ  СВОЁ  ОБЕЩАНИЕ.

В) Целый час он меня ОБМАНЫВАЛ,  ВВОДИЛ  В  ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

Г) Мы ПРИСТАЛЬНО,  ВНИМАТЕЛЬНО, НЕОТРЫВНО смотрели на космонавтов.

Задание 4 уровня: составьте  небольшой  текст, используя  фразеологизмы.

7. Подведение  итогов  урока.

Рефлексия.  Ответьте  на вопрос:  какие открытия я сделал на уроке?

Выставление  отметок.

Постановка  домашнего  задания (по выбору  учащихся)

А) Упражнение №25

Б) Объяснить  значение и происхождение  фразеологизмов: сизифов труд, авгиевы конюшни,  ахиллесова  пята. 

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter