Конспект урока русского языка в 6 классе: Как работает имя существительное

Автор: Покровкова Наталья Николаевна, МБОУ  «СОШ № 2 им. Е.В. Камышева» заместитель директора по УВР, г. Гагарин, Смоленская область

 

Тема урока разбирается на примере текста стихотворения Н. Заболоцкого «Сентябрь», 1957 г.

Цели урока:

- повторить, систематизировать знания об имени существительном;

- выяснить, какую роль играют существительные в тексте;

- показать, как имена существительные  создают художественный образ;

- воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение.

Оборудование: распечатанный текст стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь».

Ход урока

1.  Вступительное слово учителя.

- Мы заканчиваем изучение темы «Имя существительное» и повторяем сведения об этой части речи. Посмотрим, как она работает в тексте, в стихотворении.

Перед нами стихотворение Н.Заболоцкого «Сентябрь», написанное им незадолго до смерти. Поэт писал много о природе. Он считает, что в природе всё гармонично и разумно. Читаем текст.

 

2.   Чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь».

Сыплет дождик большие горошины,

Рвётся ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

                       Но взгляни: сквозь отверстие облака,

                       Как сквозь арку из каменных плит,

                       В это царство тумана и морока

                      Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

                         Вот теперь, живописец, выхватывай

                         Кисть за кистью, и на полотне

                         Золотой, как огонь, и гранатовой

                         Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.    

 

3.  Выполнение грамматических заданий:

- объясните орфограммы;

- подчеркните  имена  существительные как члены предложения;

- назовите имена  существительные, которые являются подлежащими ( дождик,  ветер, даль, тополь, орешина)

- назовите имена  существительные, которые являются дополнениями (изнанкой листа, отверстие облака, арку, плит, тумана и морока, облаками, сентября, кисть за кистью, девушку,  царевну в венце, с улыбкою, на  лице)

- назовите имена  существительные, которые являются обстоятельствами (в царство, в конце, на полотне.)         

- определите морфологические признаки указанных существительных (сентябрь, дождь, тополь).


 4.  Лингвистический анализ первой строфы.

- Перечитаем первую строфу.

- Попробуем описать наши ощущения, когда произносим фразу: «сыплет большие горошины».

- Кто сыплет? (одушевлённые существительные – девочка, мальчик, хозяйка, человек; неодушевлённые- стручок, рука…).

- Что слышим, когда падают сухие горошины? (Частая дробь; сухие шарики ударяются и отскакивают, раскалываются).

- А что изменится, если добавим слово «дождик» - Сыплет дождик… Где он взял горох? (Это же капли, большие, прозрачные, редкие, тяжёлые; шум падающих капель особый.)

-  Объясните, что означает слово «дождик»? Где спрятано отношение автора к происходящему? Почему «сыплет»? Какой это троп? ( Суффикс –-ик-, метафорическое олицетворение.)

- Что может рваться? (нитка, верёвка, ткань, бумага – судьба,  жизнь.)

- Какие значения у слова «рваться»? (Прямое и переносное.)

- Запишите словосочетания, поясняющие выражение: «рвётся ветер».

( Порывы  ветра, завихрения потоков воздуха, сильные удары ветра.)

- Подумаем, какой образ родился под пером поэта? (Похоже, как будто это человек сильный, молодой, порывистый, неукротимый – метафорическое олицетворение.)

- Объясните, пожалуйста, почему «даль нечиста». Опишите, когда это бывает. Старайтесь использовать в словесной картине одни существительные. (Тучи на небе. Темнота. Отсутствие прозрачности воздуха, видимости горизонта.)

- Выделите абстрактные существительные.

-  У кого получилось лучше, у нас или у поэта? (Конечно, у Н.Заболоцкого. Короче, ярче.)

-  Подберем существительные к слову «взъерошенный»: мальчик, голова, волосы, собака, кошка – то есть такие существительные, которые называют живое существо или часть облика этого существа. А тополь? Опишите, как это выглядит.

(Например: «Старый тополь стоял, опустив тёмно-зелёные листочки. Казалось, плотный плащ накинуло ему на плечи лето. От жары расплавлялся воздух. Но вот вдали потемнело. С приближением тучи листочки стали шевелиться, сначала немного, потом шелест усилился. Казалось, листочки жалуются: «Ах, как страшно! Становится темно! Нас кто-то трогает, пытается сорвать!» И вдруг ветер с такой силой набросился на тополь, что бедняжки-листочки, затрепетав, повернулись изнанкой. Вспыхнула молния. В её свете можно было видеть, что тополь стал белым. Это ветер помог ему набросить на ветви серебристую накидку из листьев.»)


 5.  Лингвистический анализ второй строфы.

-   Во второй строфе найдите слова, рисующие торжественность ситуации. («Арку из каменных плит», «царство тумана и морока»)

-   Каково лексическое значение слова «арка»? (арка – сводчатый проезд, проход (иностранное).

-   Прочитайте сравнения. (орешина, словно девушка; золотой, как огонь; словно деревце)

-   Что  есть от сказки в этом стихотворении?

-   На основании чего в последней строфе рождается образ?

-    Кто эта царевна? Почему «зыбкая»? (колышется от ветра деревце)

-   Как объяснить строку: «С беспокойно скользящей улыбкой»? (солнце выглядывает и прячется за облака, от этого вспыхивают капельки; беспокойно – ещё не установилась погода; заплаканном лице – листья мокрые.)

 

6. Вывод.

-   Объясните, почему такое дано название стихотворению.

 

7.  Творческая работа.

-   Попробуйте составить свой текст, нарисовать в нем увиденную  вами картину.

«Сентябрь – это осень и немножечко лето. Днём бывает ещё жарко, но часто идут дожди. Зато деревья очень красивые. Осень красит зелёные листочки в жёлтый цвет и красный, но силы у неё мало, и деревья стоят цветные. После дождя выглядывает солнце из-за тучи, и листики блестят.»

 «Сентябрь… Осень, но на улице ещё тепло. На деревьях пожелтели листочки, скоро начнётся листопад. Часто идут дожди. Они не грибные – тёплые, а холодные, моросящие. После них становится грустно. Осенний дождь напоминает, что скоро станет холодно»

 

8.  Итог урока.

-   Какую функцию в тексте выполняют имена существительные? (Имена существительные помогают создать образ, они называют предметы отвлечённые, обозначают действие. Они являются основой художественно-выразительных средств)

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter