Конспект урока: Знакомство с деепричастием "Удивительный гибрид"

Автор: Потапова Ольга Юрьевна, МБОУ «Гимназия № 4», учитель русского языка и литературы, Республика Татарстан, город Елабуга

 

Цели:

- познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формой глагола, показать связь деепричастия с наречием и глаголом, повторить правило правописания безударной гласной в корне слов, правописание непроизносимой согласной, -н-, -нн- в суффиксах страдательных причастий;

- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать; развивать монологическую речь;

- воспитывать культуру умственного труда, любовь к русскому языку как явлению богатому, многообразному и выразительному.

Тип урока: урок - исследование

Оборудование: Учебные принадлежности, текст П. Кончина об И.И. Шишкине (раздаточный материал), текст стихотворения Р. Саути  « Как падают воды в Лодоре?», пословицы (раздаточный материал).

Формируемые компетенции учащихся: языковедческая, учебно – познавательная, культуроведческая, самосовершенствования.

 

Ход урока:            

1. Организационный момент.                    

2. Работа с текстом.

     Унаследовав от отца любовь к книгам,  Ваня рано  научился читать. А вот страсть  к рисованию удивляла его родителей.

     Он подолгу бродил по сосновым лесам, забираясь  в самую глушь. Приходя домой, Ванечка старался все увиденное нанести на бумагу.

      Московские художники, увидев рисунки Вани, рассказали о Москве, научили писать кистью и красками. Теперь Ваня только и мечтал об училище живописи. Родители, узнав об этом, были в отчаянии, но скоро смирились.

     Так с самого детства елабужские сосновые леса  наметили основную тему картин …………….  – тему русской природы. ( По П. Кончину)

- Кто является героем этого текста?

- Какие полотна И. И. Шишкина вам  известны?

- Определите тему, озаглавьте текст. Определите стиль, назовите приметы стиля.

- Объясните выделенные орфограммы.

3. Новая тема:  

- Что такое  деепричастие?

- Из текста П. Кончина выпишем слова, обозначающие действия в два столбика: в первый столбик – глаголы, во второй – слова, похожие на глаголы

- Слова, записанные во второй столбик,  являются деепричастиями (указываем над столбиками части речи в специально оставленной для этого строке).

- Итак, состоялась наша встреча с деепричастием. Этот термин введен в 17 веке М. Смотрицким.  Мы знаем, что деепричастие является гибридом, т. е. кроме сходства с глаголом, оно имеет нечто общее  с другой частью речи. Отгадайте загадку П. Чеснокова:

  Загадку эту отгадать совсем не сложно!

  Меня с наречием порою спутать можно,

  Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,

  Я по значению похоже на глагол!

- О чем идет речь в загадке?  (о деепричастии). С какими частями речи имеет сходство деепричастие?

Дальнейшее знакомство с деепричастием проходит по ходу заполнения таблицы (работа с текстом  П. Кончина):

 

Часть речи

На какой       вопрос

отвечает

Признаки

наречия

Признаки глагола

 

Синтаксическая роль

Особенности

Деепричастие

 

 

 

 

 

 

-  Выпишем из текста третье предложение,  выделим грамматическую основу.

- Определим,  какое слово обозначает основное действие, а какое  - добавочное. Как будем задавать вопрос к деепричастию?   (заполняем таблицу)

- Какой член предложения отвечает на вопросы: как?  когда? (заполняем таблицу)

- Деепричастие в тексте связано с другими словами, выпишем  из текста деепричастия  с зависимыми  словами: унаследовав от отца,       унаследовав любовь

- Деепричастие, имея при себе зависимые слова, образует деепричастный  оборот.

-  Определите его границы, синтаксическую роль  в  предложении.

- Найдите слова, от которых зависят деепричастные обороты.

- Найдем в тексте предложения, в составе которых есть деепричастный оборот. Выпишем их, графически обозначим деепричастный оборот.

- От глагола деепричастие унаследовало  вид: совершенный, несовершенный (заполняем таблицу). Определим вид выписанных ранее деепричастий.

4. Подведем итоги: используя данные таблицы, расскажите о деепричастии.

5. Игра « Потерявшиеся пословицы».

Нужно восстановить пословицу, найти деепричастие, определить вид.

         -  Не давши слова, крепись….         ….по волосам не плачут.

         -  Не зная броду,…                          ….да и шубу в печь.

         -  Рассердясь на блох…                   ….а давши держись.

         -  Снявши голову,…                        ….потерявши плачем.

         -  Что имеем не храним,….            ….не суйся в воду.

    -  Запишите понравившуюся пословицу, объясните смысл.

6. Вашему вниманию представлено стихотворение  Р. Саути

« Как падают воды в Лодоре?»

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Лаская, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, шумя,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

- Что необычно в этом стихотворении? (Оно состоит только  из деепричастий, форма его напоминает поток воды, падающей с высоты.)

7.  Подведение итогов урока. 

8.  Д\з:   Написать сказку о родстве причастия и деепричастия.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий