Конспект урока: Понятие о глаголе

Цель:

образовательные:

- расширить знания учащихся об общем грамматическом значении глагола;

- познакомить с разнообразием лексических значений, выражаемых глаголами;

развивающие:

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие умения правильно и точно употреблять глаголы в речи;

- развитие выразительности их речи;

- способствовать обогащению лексикона учащихся;

воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к слову, точность и правильность его употребления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактический материал: Карточка «Общее грамматическое значение глагола», карточка «Работа с текстом», рисунки детей по теме «Глагол – это движение всей фразы».

Ход урока 

I. Вступительное слово учителя.

- Мы приступаем  к изучению самой «живой», «динамичной» части речи. Она яркая, эмоциальная, придаёт нашей речи движение, действие. Вы её уже узнали. Правильно, это глагол. А сейчас запомните и назовите слова этой части речи в отрывке стихотворения, который я прочту.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- Назовите слова, которые вы запомнили, и докажите, что это глаголы.

II. Актуализация знаний учащихся о глаголе. Подготовка к усвоению нвого материала.

Работа строится с использованием видеодемонстрации «Глагол как часть речи» Часть 1, 2. Включение видеодемонстрации позволяет учащимся получить дополнительную информацию и формирует у них целостное понимание сущности понятия «глагол».

По ходу демонстрации проводится беседа с учащимися. Основа беседы – вопросы, рассматриваемые в видеодемонстрации. 

III. Новый материал.

Знакомство с понятием «Общее грамматическое значение глагола». Учебник «Русский язык. Теория 5-9 классы», §82, с.117.

- Ребята, мы с вами выяснили, что без глагола «язык наш мертв». Что же обозначает глагол?

Учащиеся:

- Действия происходят самые разнообразные и в жизни человека, и в природе.

Учитель:

- Приведите примеры различных действий.

Работа учащихся с учебником. Чтение теоретического материала §82, с.117.

Учитель:

- Пречислите действия, которые называют глаголы и подберите свои примеры.

Ответы учащихся.

IV. Закрепление знаний.

1. Устная работа с использованием рисунков, приготовленных учащимися к уроку.

У вас на столе – рисунки. Назовите глаголы, обозначающие различные действия, подберите примеры по рисунку.

Образец:

состояние природы: осветит (лес), светит (солнце)

перемещение в пространстве: плавает (по реке), бежит (по дороге).

2. Письменная работа. Закрепление алгоритма определения значения глаголов.

Карточка «Общее грамматическое значение глагола».

Задание: распределите глаголы по колонкам, учитывая их общее грамматическое значение.

 

Карточка «Общее грамматическое значение глагола»

 

Трудовая деятельность

Умственная деятельность

Перемещение в пространстве

Состояние человека

Состояние природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

знобить,

плавать,

повторять,

цементировать,

радоваться,

мечтать,

учиться,

собирать,

подморозить,

чувствовать,

проговаривать,

шагать,

вечереть,

выращивать,

путешествовать,

шефствовать.

3. Работа с текстом. Закрпление навыка использования знаний в новой ситуации.

Задания:

- озаглавить текст;

- вставить наиболее подходящий по смыслу, точный глагол;

- продолжить текст (2-3 предложения);

- обозначить корни с чередованием и условия выбора гласной.

Текст.

Мы   …  удобное место,   …   дров,   …   костёр,   …   из рюкзаков свои припасы и   …  их под деревом. Потом   …   удочки и …  … рыбу.

Но вот над рекой … солнце, и мы … от восторга.

Проверка работы. Какую функцию выполняют глаголы?

V. Творческая работа. Применение знаний в творческой ситуации.

«Знаешь ли ты фразеологизмы?». Заменить фразеологизмы одним словом – глаголом.

Вставлять палки в колёса – …

Гнуть спину – …

Обвести вокруг пальца – …

Задать жару – …

Заметать следы – …

Сесть в калошу - …

VI. Обобщение.

Что нового вы узнали о глаголе?

Какую речевую функцию выполняет глагол?

Почему глагол нам необходим в речи?

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter