Открытый урок русского языка 5 класс: Число имён существительных

Автор: Атшыбай Бибисара Господинбаевна, учитель русского языка и литературы, СШ №4, с. Жана Даулет, Мангистауская область, р. Казахстан

 

Цели урока: сформировать понятие о числе имён существительных; выработать умения учащихся правильно определять число, развивать орфографическую зоркость, память, мышление, расширить словарный запас учащихся.

Ожидаемые результаты: знают число существительных; умеют различать их; могут наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, учебное пособие, тесты, карточки

Ход урока

 Этапы урока

                  Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Орг.момент

Психологический

настрой на урок

 

 

Формирование групп

Приветствие учителя с учащимися

Настраивает класс  на урок

Мы – умные!  Мы – дружные!

Мы – внимательные!  Мы – старательные!

Мы отлично учимся!  Всё у нас получится!

По счёту 1,2,3 формирует  3 группы

Приветствуют учителя

Психологическая подготовка

 

 

Делятся на группы

Блиц-опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка дом.зад.

1.Что такое имя существительное?

2. К каким родам относятся существительные?

3. Как изменяются существительные?

4. В предложении сущ-ные чаще бывают?

5. Как отличить одушевлённые сущ-ные от неодушевлённых?

6. Как пишутся имена собственные?

7. Сущ-ные собственные являются названиями?

8. Какие собствен.сущ-е заключаются в «»?

9. Сущ-ные жен.рода имеют на конце?

10. Сущ-ные сред.рода имеют окончания?

11. Сущ-ные муж.рода имеют на конце?

12. На конце сущ-ных после шипящих когда пишется Ь, когда Ь не пишется?

Упр № 263 стр.114 по 5 сущ. жен. муж и ср.рода

Каждая группа отвечает на 4 вопроса по пройденным темам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы читают по 5 слов

Этап вызова

«Лингвистическая разминка»

Ребята, сравните существительные и скажите чем они различаются?

 

Урок – уроки           тетрадь – тетради

школа – школы        букварь – буквари

книга – книги           завтрак – завтраки

Итак, мы с вами определили тему нашего урока:          

           

Число имён существительных

 

Сравнивают сущ-ные и делают выводы. Слова могут обозначать один предмет и несколько предметов.

Когда один предмет – это единственное число. А когда несколько – это  множествен ное число.

Записывают дату, тему урока

Изучение новой темы

Существительные имеют два числа – единственное (жекеше) и множественное (көпше түрі).

Существительные в форме единственного числа обозначают один предмет, в форме множественного числа-много, несколько предметов: книга -книги, птица –птицы. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание.

Чтобы узнать род имени существительного,

которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число: парты-парта,  письма-письмо.

Некоторые существительные употребляются только в единственном числе: молоко, пение, доброта

Некоторые существительные употребляются только во множественном числе: очки, сани, ножницы

Ученики внимательно слушают учителя

Этап осмысления

Работа с учебником

Групповая работа

Упр № 266-1 гр.сущ-е в ед.ч поставить во мн.ч.

Обозначить окончания.

Упр № 267-2гр.определить число сущ-ных, записать их в два столбика

Упр№ 268-3гр.выписать сущ-е в ед.ч, обозначить окончания

Каждая группа выполняет задание

Взаимооценивание групп

Работа с текстом по методу Жигсо

Почему мальчик сидел под партой?

Чему учит этот рассказ?

Группы читают свои абзацы, находят в них сущ-ные, определяют число

Физминутка

Я буду называть существительное ед. и мн.числа
Если назову существительное единственного числа, то приседают девочки.
Если назову существительное множественного числа, то приседают мальчики.

Слова  в учебнике на стр.117

Выполняют физзарядку

Парная работа

(работа по карточке)

Подчеркнуть имена сущ-ные, указать число

Набросало небо            Выжгло на них солнце

Белые сугробы             Двери и окна.

Пары работают по карточке

Взаимопроверка

Творческая работа

Текст перевести на русский язык, найти сущ-ные во множественном числе

Группы переводят по 2 предложения

Находят сущ/е во мн.числе

Распределительное

задание

(выполняется у доски)

 

 

 

В словах спрятаны ещё слова. Найдите их и запишите. В первый столбик запишите имена существительные в единственном числе, а во второй столбик имена существительные во множественном числе. 
косы   уточки 
столб  удочки 
хлев    зубр 
улица щель 

1 вариант         2 вариант
стол                  осы 
лев                   точки 
зуб                   дочки 
ель                   лица 

 

Тест

Индивидуальная работа

1.Укажите существительное в ед.ч.

А) озёра                 Б) дом                 В) деревья

2.Определите существительное во мн.ч.

А) белки                Б) рыба                В) урок

3.При изменении сущ-го по числам изменяется:

А) окончание         Б) основа           В) суффикс

4.Число имён существительных:

А) 3                         Б) 1                     В) 2

По ключику проверяют тест

самооценивание

Подведение итогов

Мы сегодня рассмотрели число имён существительных. Научились правильно определять и различать единственное и множественное число.

 

Этап рефлексии

Благодарю вас за урок.

Вы – молодцы ребята!

На стикерах напишите:

Какое задание вам особенно понравилось?

Что показалось сложным, трудным?

Пишут на стикерах своё мнение и прикрепляют к дереву знаний

Оценивание

Заполнение листов самооценивания

Сообщают оценки

Домашнее задание

Правило на стр.115 выучить, из словаря  учебника  на каждый род по 3 слова и поставить их во множественном числе

Записывают домашнее задание в дневники

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter