Конспект урока русского языка 5 класс: Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Автор:  Жоланова Зура Жумановна, неполная средняя школа №221 Аккум, р. Казахстан, Кызылординская область, Жанакорганский район, Станция Аккум, учитель русского языка и литературы

 

Цели: Продолжить знакомство  со словообразованием слов;

- Познакомить с образованием слов с помощью приставок и суффиксов;

- Выработать навыки употребления новых слов  в речи;

- Совершенствовать устную и письменную речь.

Результаты обучения: Знание, понимание сущности образования слов

Умение работать самостоятельно с новой текстовой информацией: анализировать и различать приставки и суффиксы. Умение оценивать результаты, проводить рефлексию своей деятельности и в групповой деятельности одноклассников.

Ключевые идеи: Использование стратегий критического мышления позволит ученикам развить навыки самостоятельного обучения через поисковую деятельность, работу в группе, самостоятельную работу. Использование стратегии позволит ученика развить навыки управления информацией, позволит выражать свои мнения, научит чувству ответственности за результат обучения.

Оборудование: Учебник «Русская речь»  У.А. Жанпеисова, Ш.Т. Кожакеева для 5-го класса. Издательство «Атамура» 2010г

Интерактивная доска, бумага А3, ручки, стикеры, проектор, ножницы, фломастеры, ключевые характеристики оценивания для обучения; презентация PowerPoint.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

 

1. Мотивация к учебной  к деятельности (включение

 в учебную деятельность)

Прежде чем начать работу, мы должны настроиться.

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют движения.

 

 

 

 

 

 

Делит класс на группы: «Корень», «Суффикс», «Приставка»

 Учащиеся выбирают листочки и делятся на группы соответственно выбранным словам

 

 

 

 

2. Актуализация знаний

Организует действия по проверке пройденного материала:

- Что такое корень слова?

- Какие слова являются однокоренными?

Проверка домашнего задания

 

Учитель читает стихотворение. Задание найти родственные слова.(Устно)

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж и его ежиха.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них –

Очень тихий ёжик.

Дают ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают стихотворение и находят родственные слова

 

 

II

1Формулирование темы урока, постановка целей.

Организует формирование

темы урока учениками.

С помощью учителя формируют тему и цель урока.

 

2.Фиксация нового знания.

Учитель объясняет объём работы. 

1) Записать соответствующие названия профессий на русском языке.Выделить в них суффиксы.

Например,ән-певец

Мектеп-   кітап-

Кірпіш-   дәрі-

2) Подобрать к названиям профессий слова, соответствующие роду деятельности.

Ұшқыш-         суретші-

Жазушы-        ақын-

Құрылысшы- 

3)  Составьте казахское слово из двух частей в леовй и правой колонкеи переведите на русский язык. Кто быстрее?

1 группа

Бост

сат

Анық

андық

Әдеби

шылық

Жұрт

тауыш

рұқ

етші

 

2 группа

Баста

лем

бала

тік

тәуел

уыш

етіс

лық

сөй

ділік

 

3 группа

жұр

ғау

тү

уыш

ды

нақ

баста

быс

жал

бір

4) Подобрать к части слова в леой колонке суффиксы и запишите слова. Кто быстрее?

 Камен

Ир

Машин

Ёр

Музык

Щик

Шахм

Ист

команд

ант

 

Слушают и задают вопросы, если не поняли.

 

Учащиеся выполняют рабо-

ту в парах.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют рабо-

ту в парах.

 

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

3. Физкультминутка

Физкультминутка «Машина физкульминутка».   

 

Учащиеся танцуют под музыку

III

Закрепление полученных знаний

Подводит итоги урока.

На основании чего объединены слова в группы?

1. Дирижёр, фантазёр,гримёр …

2. Колокольчик, огурчик, стульчик …

3. Выбежать, улететь, заехать…

4. Родина, народ, родня, родник…

 

 

Определяют по какому

значению объединены слова.

Проводит работу по развитию выразительной речи

Приставка:

Приставка стоит в словах перед корнем

И образует новые слова:

Приезд, запеть, написал, поспеши.

Приставку со словом  слитно пиши.

Суффикс:

Суффикс всегда стоит после корня

И тоже образует новые слова:

Школа-школьник,учить-учитель,

Лист-листок,листочек, листва

Корень:

Общую часть родственных слова

Мы корнем слова называем.

И линию родства в словах

Легко мы замечаем:

Лёд-ледник, гладкий-гладь,

Школа-школьник, страстный-страсть.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают стихотворение.

IV

Обобщение и систематизация знаний

Какую работу мы сегодня проделали?

Что нового вы узнали?

Отвечают на вопросы

V

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Организует рефлексию.

Подводит оценивание и итоги урока

Отвечают на вопросы учителя

Дают сами себе оценку работы

VI

Домашнее задание

Повторить пройденные темы

Записывают в дневники

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter