Конспект урока русского языка 5 класс: Обобщающие слова при однородных членах предложения

Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна, учитель русского языка и литературы, Новосёловская ОШ I-IIIступеней, р. Крым, с.Новосёловка

 

Цель:

Сформировать умение указывать обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно интонировать и использовать их речи, правильно расставлять знаки препинания.

Тип урока: формирование новых знаний

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание – продолжить предложение рядом однородных членов (три ученика работают по карточкам):

Это была работа незаметная, но важная, нужная и полезная.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся

Словарный диктант (карточный)

- Подберите общее название для перечисленных предметов и запишите его

(Фрукты): яблоко, груша, абрикос.

(Овощи): капуста, огурцы, помидоры.

(Цветы): ромашка, гвоздика, тюльпан.

(Транспорт): автобус, трамвай, метро.

(Сказочные герои): Буратино, Чебурашка, Колобок.

IV. Работа по теме

1. Тренировочные задания

- Составьте устно предложение с этими группами слов. (Одно из них учитель записывает на доске). Например:

У бабушки в огороде растут разные овощи: и огурцы, и капуста, и морковь.

- Подчеркните обобщающее слово и однородные члены предложения.

- Как ставятся знаки препинания в таких предложениях?

- Поменяйте местами однородные члены и обобщающее слово. Как изменится при этом пунктуация?

2.  Работа с учебником.

Знакомство с теоретическим материалом (учебник стр.54)

Употребление обобщающего слова подчеркивает, выделяет группу однородных членов в смысловом и грамматическом значении.

3. Работа у доски.

- Запишите предложение под диктовку, найдите обобщающее слово и однородные члены предложения.

А) Ни дождь, ни ветер, ни холод – ничто не могло остановить юных туристов.

Б) Дорога постоянно меняла уклон: то поднималась вверх, то опускалась.

В) Ребятам приходилось сложно в любое время: и утром, и вечером, и ночью.

4. Работа с учебником.

Упражнение 85 с комментариями.

Для сильных учащихся – по иллюстрациям составить предложения с обобщающим словом и однородными членами предложения.

5. Физкультминутка.

6. «Черный ящик» - кроссворд (в полной версии)

V.  Итог урока.

- Какую тему мы сегодня прошли?

- Что такое обобщающие слова?

- Как мы выделяем их в предложении?

VI. Домашнее задание: выучить теоретический материал, составить 3-4 предложения с обобщающими словами.

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

<
Аруна

10.11.2016, 01:06

спасибо организаторам данного сайта. отличная работа
Добавить комментарий
Mail.ru counter