Конспект урока русского языка 5 класс: Виды глагола

Цель урока: знать, что глаголы различаются на виды по вопросам и значению;

владеть способом действия по распознаванию видов глагола.

Ход урока: 

1. Проверка домашнего задания: упр 637 (письмо по памяти)

2. Объяснение нового материала.

А. Работа с текстом. Задание: прочитайте текст, найдите глаголы, распределите их в два столбика:

1. – отвечают на вопрос что делать?

2. – отвечают на вопрос что сделать?

Вернулось солнце. Гусь запускал свою длинную шею в ведро, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным хвостом. А когда всё вымыл, всё вычистил, то поднял вверх к солнцу высоко свой серебряный, сверкающий клюв… И загоготал.

Проверка работы: взять на столе учителя листы с глаголами и распределить их на листы – столбики.

Какие глаголы указывают на процесс самого действия? Какие – на достижение результата?

Вывод: глаголы, которые указывают на процесс самого действия и отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? – несовершенного вида.

Глаголы, которые указывают на то, что действие завершено, достигло определённого результата и отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? – совершенного вида 

Б. Работа с учебником.

Стр. 109, параграф 111 - рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы

3. Закрепление материала.

А. Выборочное списывание – упр.638. Задание: прочитайте текст, выпишите глаголы парами, поставьте к ним вопросы, укажите их вид.

Б. Творческое списывание. Задание: вставьте глаголы нужного вида в неопределённой форме. Объясните употребление вида.

  1. Он привык ... громко.
  2. Он успел ... на этот автобус.
  3. Как вам удалось ... книгу, которой не было в библиотеке?
  4. Она перестала ... письма подруге.
  5. Мне надоело ... одно и то же.
  6. Он продолжал ..., несмотря на шум.
  7. Ты забыл ... письма.
  8. Мы научились ... английский текст без словаря.

Слова для справок:

  1. говорить – сказать;
  2. садиться – сесть;
  3. доставать – достать;
  4. писать – написать;
  5. повторять – повторить;
  6. читать – прочитать;
  7. отправлять – отправить;
  8.  переводить – перевести. 

В. Игра «Третий лишний».

Задание: определить глагол, который является лишним в строчке, составив с ним словосочетание «гл. + сущ.»

  1. Открыть, прикрыть, открывать.
  2. Читать, рисовать, списать.
  3. Побледнел, бледнел, белел.
  4. Бродить, бежать, сбежать.

Г. Творческое задание: составить подобное задание («Третий лишний») 

4. Итог урока. Рефлексия.

5. Домашнее задание: параграф 111, упр. 640. 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!