Конспект урока русского языка 5 класс: Буквы З и С на конце приставок

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способом действия при выборе З – С на конце приставок;
  • выработка умения правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на З или С.
  • развитие у обучающихся орфографических и речевых навыков,
  • воспитание у 5-классников любви к родному языку и красоте родной природы.

Оборудование: индивидуальные карточки  заданий на урок, таблицы.

План – конспект урока 

1. Орг. момент. Цели и задачи урока.

2. Проверка домашнего задания. 

Индивидуальное задание. Игра «третий лишний».

Задание: из каждой строчки выписать одно слово, которое является лишним и графически объяснить.

  1. Погибла, порт, пост.
  2. Вырос, выть, выдра.
  3. Сделал, сварка, сторожка.
  4. Лесник, перелез, перешёл.

Класс. Из записанного предложения выписать слова (1в. – слова записаны зелёным цветом, 2в. – синим цветом)

У лосёнка погибла мать, и он вырос  в сторожке у лесника.

Проверка работ: у доски 2 ученика разбирают слова по составу.

Инд. Зад. – слова, которые выписали, совпали со словами для морфемного разбора.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

На доске 2 конверта, на одном  (зелёном) написаны звуки [З - З’], а на другом (синем) - [С - С’]. У каждого на столе лежит карточка с согласными звуками, по очереди разложите их по конвертам. 

4. Объяснение нового материала.

А. (Когда вспомнили характеристику согласных звуков по звонкости глухости, начинаем работать с приставками на З и С )

Карточки с приставками РАЗ-, РАС-, БЕЗ-, БЕС-, ВОЗ-, ВОС-, ИЗ-, ИС-, ВЗ-, ВС. ( Надо разложить карточки так, чтобы приставки на З лежали перед звонкими согласными и т.д.).

Делаем вывод о правописании приставок на З и С.

Б. Работа с учебником. Стр. 30, п. 83.

- Какой приставки у нас на доске нет? (НИЗ-, НИС-)

- От чего зависит выбор З/с на конце приставки? 

5. Закрепление изученного материала

А. Комментированное списывание упр. 438.(Один ученик работает у доски)

Б. Частичный морфемный разбор (карточка)

Задание: выделить в данных словах корень и приставку. На что вы обратили внимание? (удвоенная согласная на стыке корня и приставки)

Ра…считать

И…сохнуть

Бе…спорный

И…зябнуть

Бе…звёздный.

В. Распределительный диктант.

1 вариант записывает слова с приставкой, оканчивающейся на З.

2 вариант – на С

3 вариант – с приставкой С-.

Безбородый, бесцельный, сжечь, беспокойный, сделать, разбить, сбор, безродный, исчерпать, изжевать, растащить, сгладить, сдержать, воздать, распаковать.

Г.  Самостоятельная работа по группам.

Базовый уровень: выписать слова с изучаемой орфограммой.

 

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

Повышенный: найти в тексте слова на изучаемую орфограмму, выписать и объяснить.

 

Дорогие юные друзья!

Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.

Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга. 

6. Итог. Рефлексия.

7. Домашнее задание: стр. 30, упр. 437.

Приложение 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!