Конспект урока русский язык 5 класс: Имя прилагательное

Автор: Даниярова Гулсим Дуйсеновна, учитель русского языка и литературы, «СОШ №13», Республика Казахстан, Жамбылская область, село Татты

 

Конспект урока по русскому языку в 5 классе сопровождается презентацией.

Цель урока: формирование понятия о прилагательном, закрепить умения определять род, число прилагательных, умения точно находить и употреблять прилагательные в речи, в предложениях, в тексте.

Развитие логического и творческого мышления, наблюдательности, самостоятельности, обогащения словарного запаса учащихся.

Воспитать любовь к животным, к природе, к русскому языку.

Тип урока:  урок сообщения новой темы.

Оборудование: учебник, карточки, таблицы, схемы, иллюстрации.

Ход урока:

I.  Организационный момент:

а) приветствие

б) оформление тетради (число, кл.работа)

II. Проверка домашнего задания:

Выборочная проверка домашнего задания.

Вып. упр. 7 (слова, данные в скобках, употребите в предложном падеже с нужными предлогами).

Находиться (школа), гулять (парк), играть (домбра), заботиться (мама), говорить (дружба), рассказывать (елка).

- На какие вопросы отвечает предложный падеж?

- Какие окончания имеют существительные в предложном падеже в женском, мужском и среднем роде?

- Каким членом предложения являются существительные в предложном падеже?

III. Переход к новой теме:

1. Слово учителя:

а) – Чтобы описать какой-нибудь предмет, мы должны использовать в своей речи прилагательные. (слайд 2)

Кто изображён на рисунке? Дайте характеристику ему?

Какие слова вы используете при этом? (домашний, большой,  золотой и др.)

Все слова, которыми вы охарактеризовали петуха – это какие слова?

Это имена прилагательные.

IV. Новая  тема:

1.Объяснение темы:   (слайд 3)

- Именно на какие признаки указывает прилагательное? (слайды 4,5,6,7)

1. Цвет предмета

2. Из чего сделан предмет

3. Форма предмета

4. Вкус предмета

5. Запах предмета

6. Размер предмета

7. Скорость предмета

8. Характерные особенности предмета

9. Вес предмета

10. Принадлежность предмета

Имена прилагательные изменяются по: (слайд 8,9):

1. Род прилагательных

2. Число прилагательных

Имена прилагательные зависят от существительных: ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.

Согласование прилагательных с существительными. (слайды 8,9,10):

Вывод:

Имена прилагательные делают нашу речь точной, выразительной, образной, богатой. В предложении выполняет роль определения.

V. Первичная проверка знаний.  

Проводится игра «Кто находчивый?» (слайды 11,12,13,14):

1. Скажи, какие бывают лев, лиса и мышь.

2. Скажи, какие торт и лимон по вкусу, слон и жук по величине, уголь и сахар по цвету.

3. Подбери к данным словам синонимы.

4. Подбери к данным словам антонимы.

VI. Закрепление новой темы: 

1. вып. задание № 1:  (слайды 15,16,17,18,19,20, 21,22,23)

(К данным существительным подберите прилагательные)

Образец:  мак  - красный мак.

Дом – ....

Школа – ....

Город – ....

Озеро – ....

Звёзды – ....

Книги – ....

 

2. вып. упр. – 4 (стр.119):

Соедините прилагательные с существительными:

Музыкальный (школа, вечер, произведение)

Художественный (Гимназия, фильм, произведение)

Театральный (сезон, пора искусство)

 

3. вып. задание № 2 (Разноуровневое задание):

1 гр. Какой характер у каждого из этих животных?

Подбери соответствующие прилагательные.

(Показ иллюстрации)

Ласковая –

Трусливый –

Злой –

Хитрая –

Умная –

 

2 гр. Подбери антонимы: (у доски)

(Показ иллюстрации)

Новый –

Веселый –

Большой –

Горячий -

 

3 гр. Подбери к этим существительным однокоренные прилагательные по образцу.

(Показ иллюстрации)

Радость – радостный

Ужас –

Боль –

Длина-

Колючка –

Соль –

Пятно –

 

4. вып. задание № 3 (устно)

Найдите прилагательные и поставьте во всех формах (род, число):

Черная середка,

Желтые листочки,

Высокая ножка,

Дорос до окошка.

VII. Подведение итога:

Итог подводится по семантической карте. (слайд 25)

Семантическая карта

                                 Имена прилагательные в                                                                                                                                                              

Примеры:

 

 

 мужском  роде

 женском роде

среднем  роде

Белый снег.

 

 

 

Тихая ночь.

 

 

 

Мягкое полотенце.

 

 

 

Тёплая погода.

 

 

 

Узкое  место.

 

 

 

Интересный рассказ.

 

 

 

 

VIII. Домашнее задание:

Вып. упр. – 7:

Земля – земельный, земляной.

Цвет – цветной, цветистый.

Выставление оценок

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Добавить комментарий
Mail.ru counter