Конспект урока: Психологический климат в семье. 8 класс

Автор: Туктарова Нина Сергеевна, учитель истории и обществознания, МОАУ «Классическая гимназия №2», г. Тынды, Амурской области.

 

Конспект урока по обществознанию «Психологический климат в семье» с презентацией для учащихся 8 класса (по учебнику «Введение в обществознание 8-9 класс», Л.Н. Боголюбов)

Эпиграф к уроку: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н. Толстой

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: показать роль семьи в жизни человека.

Задачи:

1. Расширить представление о понятии семьи как малой группы общества.

2. На основе конкретного фактического материала дать представление учащимся о психологическом климате в семье.

3. Развивать навыки дискуссионного общения, работы с текстом, со схемой, аргументировать свою точку зрения.

4. Воспитывать уважение к семейным ценностям, к чужому мнению.

Идея занятия: тема актуальна для подростков, для современного общества, т.к. семейные традиции утрачивают свои позиции.

Учащиеся должны знать, что:

1. семья веками почиталась как большая ценность;

2. в основе семейных связей лежит кровное родство;

3. в семье осуществляется передача новым поколениям опыта, ценностей;

4. источником стабильности и гуманности общества являются добрые семейные традиции;

5. в семье как в малой группе у каждого участника есть свои роли;

6. психологический климат определяет самочувствие человека в семье;

7. родители и дети ответственны друг перед другом.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1. семья;

2. психологический климат;

3. семейный долг.

Учащиеся должны уметь:

1. доказывать роль семьи в обществе:

2. определять функции семьи.

Ход   урока.


 I.  Изучение нового материала.

Учитель. Добрый день! Я рада  с вами сегодня встретиться, зовут меня Нина Сергеевна Туктарова.  Я расскажу вам историю своей семьи.

Из поколения в поколение передавалась в семье Туктаровых такая легенда: «В 70-х годах 18 века году в Оренбурге состоялся пышный бал в честь рождения будущего императора Александра I. На этот бал были приглашены даже народные умельцы, среди которых был знаменитый на всю округу печник – Кочекай сын Туктара – наш предок.

Вскоре, Кочекая доставили в Москву в Кремль, где он и стал работать печником – а по тем временам – это была очень важная служба. До сих пор в Кремле хранится портрет Кочекая с надписью: «Великий мастер Туктаров Кочекай». Очень гордится своей родословной наша семья.

- А что для вас означает это слово – семья?

Работа с ассоциациями

- Вывод: Итак, семья -  это малая группа, члены которой связаны кровным родством.

Учитель. Тема нашего урока – Психологический климат в семье. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Если семья – это малая группа общества, то что же такое климат? (это погода)

А какая бывает погода? (ясная, пасмурная). Значит и климат может быть и холодным, и теплым, и ясным.

Тогда что означает психологический, если в переводе с греческого психо - душа, логос – слово?

Значит слово о душе или душевное слово. О чем? О погоде. О климате.

Т. е.  эту тему урока мы можем обозначить как душевная погода в семье.

Домашнее задание    параграф 16,  выполнить одно из творческих заданий по вашему выбору на  странице 93.

Учитель. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Лев Толстой писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Интересно, а почему так бывает?

Психологический практикум

Учитель. Разберем семейную ситуацию и в течение 3 минут подготовим ответы на следующие вопросы:  (читает ситуацию и вопросы)

«Мне шел 21 год. Ей, моей дочери, четвертый. Мы не вполне сходились характерами. Я была в то время какая-то испуганная, нервная, либо плакала, либо смеялась. Она, Валя, очень уравновешенная, спокойная и с утра до вечера выторговывала у меня шоколадки. Утром она не желала вставать, пока ей не дадут шоколадку. Не желала идти гулять, не желала возвращаться с прогулки, не желала завтракать, обедать, пить молоко, идти в ванну, вылезать из ванны, спать, причесываться. За все полагалась плата – шоколадка. Без шоколадки прекращалась всякая жизнь и деятельность, а затем следовал оглушительный систематический рев. И тогда я чувствовала себя детоубийцей и уступала. Она презирала меня за мою бестолковость – это так чувствовалось, но обращалась со мной не очень плохо. Иногда даже ласкала мягкой, теплой, всегда липкой от конфет рукой.

- Ты моя миленькая,- говорила она,- у тебя, как у слоника, носик.

В этих словах, конечно, ничего не было лестного, но я знала, что красоту своего резинового слоника, она ставила выше всего». 

Учитель: Каждая группа имеет право дополнить, высказать свое мнение.

Работа в течение  3 минут, каждая группа отвечает на свой вопрос.

1 группа: Можно ли считать  эту семью счастливой?

2 группа: Есть ли проблемы в семье? Если есть, то какие?

3 группа: Чего (кого) не хватает в этой семье?

Вывод. Итак, счастливая семьяэто семья, в которой царит взаимопонимание, дружба, любовь, уважение.

Учитель. Так что же дает человеку семья?

«Один человек каждый день приносил домой шесть хлебов. Сосед спросил у него:

- Зачем тебе каждый день столько хлебов?

Человек сказал:

- Два хлеба мне с женой, два отдаю долг, а два даю взаймы.

- Я не понял, кому отдаешь долг, кому - взаймы?

Человек ответил:

- Два хлеба, что я оставляю, это нам с женой. Два -  моим матери и отцу – отдаю долг, а два хлеба я занимаю моим сыновьям.

Вывод: У нас у всех есть семья. Каждый  человек несет ответственность за свою семью: растит детей, покоит старость своих родителей, т.е. имеет определенные обязательства перед семьей, исполняет свой семейный долг.

Значит, СЕМЕЙНЫЙ ДОЛГ - это  соблюдение определенных нравственных отношений перед членами семьи.

- Так  что же дает человеку семья?

Работа со схемой.

ЧТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ

Вывод: семья – малая группа, основанная на родственном союзе, на чувстве любви.

Учитель. Основной закон нашего государства – Конституция РФ (12 декабря празднуется 20-летие основного закона нашего государства), содержит ст. 38, которая фиксирует права и обязанности граждан РФ в семье.

(слайд: ст.38  Конституция РФ, с. 12.)

Физминутка.

- Возьмемся за руки – мы команда.

- Протянули друг другу руки.

- Встали, кивнули друг другу головой.

- Поприветствовали гостей, другой рукой поприветствовали команды.

- Спасибо!

Продолжаем работу.

Учитель. Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудности?

– НЕТ.

Но каждый стремиться, создать счастливую, идеальную семью, где все были бы счастливы.

Я предлагаю вам создать модель идеальной семьи, где существуют гармоничные отношения между ее членами.

Задание: Откройте конверт, прочитайте задание и в течение 5 минут, пока будет звучать музыка вы готовите свой проект. Обратите внимание, на презентацию проекта вам дается 1 минута.

 Вывод. Идеальной семьей мы считаем, семью, в которой главными ее ценностями являются – любовь, взаимовыручка, взаимопонимание….

Учитель.

Семья - это самое дорогое, самое важное, что есть у каждого из нас. Мне хочется, чтобы наш сегодняшний разговор о семье продолжился у вас дома и поэтому я хочу преподнести вам подарок,  с его помощью вы начнете строить свою родословную.

Учитель раздает буклеты «Родословное древо».

Учитель.

Мне бы хотелось, чтобы вы отразили свои впечатления о  нашем уроке. Если урок вам понравился, наклейте сердечко на большое сердце при выходе из класса. А я вам желаю, чтобы в вашей семье всегда была душевная,  ясная погода.

Фонограмма «Погода в доме»

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter