Конспект урока музыки 6 класса: О чем рассказала афиша?

Тема четверти: В чем сила музыки.

Тема урока: О чем рассказала афиша?

Цель: сформировать у обучающихся умение осознавать смысловое содержание музыки, используя приемы «Синквейн» и «Соты».

Задачи:

1. Освоить понятия «Реквием», «Лакримоза», «Афиша»

2. Уметь подбирать слова-ассоциации, которые созвучны характеру, настроению, содержанию музыки.

3. Воспитание способности  чувствовать и осознавать добро и зло как эстетические категории.

На доске над экраном - тема четверти « В чем сила музыки» и вспомогательные таблицы для работы. Установлен экран для мультимедиа, телевизор с видеомагнитофоном, музыкальный центр, портреты композиторов В.Моцарта и П.Чеснокова.

Ход урока

1. Вступление.

Дети заходят под инструментальную композицию Э.Морриконе, становятся возле своих мест. Музыка постепенно затихает.

У: - Добрый день, друзья мои. (дети приветствуют учителя кивком головы и садятся на свои места)

У: - Мы продолжаем разговор на тему? (дети отвечают: В чем сила музыки)

У: - Слушая И исполняя музыкальные произведения на предыдущих уроках что мы с вами осознали?

Д: - Что музыка, как и другие виды искусства, является отражением жизни людей. У: - О чем рассказывает нам музыка, что она выражает, что изображает?

Д: - Музыка рассказывает об исторических событиях и выражает характеры людей, показывает качества человека. Пример: С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

Д: - Музыка выражает чувства человека и его переживания, мысли. Пример: М.

Глинка опера «Иван Сусанин»

Д: - Музыка может содержать в себе юмор и шутку. Пример: И. Бах Шутка,

И. Стравинский сюита №2.

У: - И в чем, мы убедились, сила этой музыки?

Д: - В ее правдивом выражении чувств, настроений, переживаний человека. Она влияет на настроение и состояние слушателя заставляет сопереживать.

У: - Совершенно верно. Я полностью с вами согласна. Однако жизнь очень

многогранна. Что еще мы не знаем о музыке?

2. Экспозиция.

У: - Обратите, пожалуйста, ваше внимание на экран. «Что вы видите? Что это такое?»

Д: «Афиша» Плакат.

У: - «Что такое афиша?»

Д: - «Плакат, который сообщает о том, что в каком-то месте, в определенное время состоится представление, или концерт, или: спектакль. Афиша указывает

исполнителей и приглашает зрителей посетить это мероприятие»

У: - «Совершенно верно. Если мы заглянем в словарь иностранных слов, то увидим, что слово это французское и обозначает вид рекламы, объявление о концерте, спектакле, представлении и т.д. Какова роль афиши? Зачем они нужны?»

Д: - «Афиши приглашают посетить какое-либо мероприятие, сообщают о времени, месте, рассказывают о содержании, исполнителях, передают атмосферу действия.»

Вывод:

У: - т.о. афиша - это один из способов общения со зрителями.

У: - куда приглашает эта афиша? (дети отвечают по плакату)

У: - о чем сообщает?

У: - о чем рассказывает? какая будет звучать музыка? (хоровая)

У: - Можем мы сказать чему посвящен этот концерт? О чем будет рассказывать музыка? Д: - Пока нет

У: - Мы не знаем этой музыки, концерт состоится только в марте, но у нас сегодня есть уникальная возможность услышать эту музыку не выходя из кабинета.

3. Разработка.

У: - Итак, в концерте прозвучат два произведения. О чем нам говорит название первого?

Д: - Это произведение великого австрийского композитора 18-19 века Вольфганга Амадея Моцарта.

У: - Все ли слова нам здесь известны и понятны?

Д: - Нет, мы не знаем что такое «Реквием» и «Лакримоза».

У: - Реквием. Кто слышал это слов э раньше? Где мы могли встретиться с этим словом? Что это за музыка? (ответы детей)

(на экране появляется слайд, который поясняет слово «реквием») (учитель озвучивает содержание слайда)

У: - Реквием - от латинского «покой», «отдых», «успокоение» - траурная заупокойная месса. Это крупное многочастное духовное произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов, оркестра и органа. Исполняется во время церковного богослужения в память об ушедших людях. (учитель просит детей повторить определение мессы и дома по памяти записать в свой словарик новых музыкальных слов)

У: - Реквием Моцарта - это последнее произведение композитора. Когда он был уже тяжело болен, к нему пришел незнакомый человек и, не назвав своего имени, заказал реквием. Тяжело больной композитор, предчувствуя свою кончину, считал, что пишет этот реквием для себя. Он не успел закончить это произведение, и музыка реквиема действительно звучала по поводу его кончины. Как выяснилось позднее, реквием был заказан одним знатным графом по поводу годовщины памяти его бывшей жены.

У: - Еще о дне незнакомое слово «Лакримоза». «Лакримоза» - так называется одна из частей Реквиема. Но прежде, чем пояснить смысл этого слова, я хочу, чтобы вы сами, прослушав небольшой фрагмент произведения, попробовали понять – что выражает глазная интонация произведения?

А помогут нам в этом средства музыкальной выразительности, какие вы знаете средства выразительности?

Д: - Мелодическая линия, интонация, темп, ритм, динамика, лад, регистр, тембр.

У: - обратите внимание на главную интонацию, на то, как движется мелодия, попробуйте изобразить движение мелодии рукой.

(слушание начального фрагмента, учащиеся во время слушания прослеживают

его движением руки (метод пластического интонирования)

У: - Как движется мелодия? На что похожа эта интонация?

Д: - На вздох, на всхлипывание, на плач....

У: - давайте в нашей карточке отметим какие средства выразительности использует композитор, в каком темпе, ритме, регистре, ладу она звучит.

(заполнение карточки «Слышу-вижу-понимаю»)

У:- Как вы думаете, какое чувство котел выразить композитор. Используя эти

средства выразительности?

Д: - грусть, печаль, скорбь....

У: - Да, действительно. Вы совершенно правильно поняли смысл главной интонации.

(на экране появляется слайд «Lakrimoza»)

Ведь в переводе с латинского «Лакримоза» означает «слезная». «Лакримоза диесилля» - «слезным будет этот день.. » - такими словами начинается произведение, одна из частей Реквиема, которая очень часто исполняется в концертах как самостоятельное произведение.

Ну, а теперь, давайте послушаем произведение от начала до конца и постараемся осознать - какую идею, какую главную мысль выразил композитор в этой музыке?

Нам поможет в этом прием синквейна. Возьмите в руки карандаши, бумагу. Для тех. кто забыл схему синквейна - подсказка на экране.

(на экране высвечивается схема приема «Синквейн»)

(Слушание всего произведения)

У: - Ну, что, готовы? Пожалуйста, озвучьте свои синквейны. Мы определяем главную идею, мысль, выраженную композитором в музыке.

(Дети озвучивают свои синквейны, учитель на доске закрепляет таблички с главными словами-смыслами)

У: - Давайте посмотрим на то, что у нас получилось и попробуем сформулировать

эту главную мысль.

(дети с помощью учителя составляют из главных слов «предложение - главную мысль», пример: «Слезы, печаль, скорбь наполняют мое сердце, когда я вспоминаю тех. кого любил и потерял...»)

У: - Очень трагичный получился у нас смысл.

- Но так ли он трагичен у композитора? Давайте послушаем начало и конец произведения и сравним настроение, выраженное в музыке. Одинаково ли оно? (слушание произведения фрагментарно начало и конец)

Д: - В конце музыка звучит более светло, торжественно и спокойно, а не так трагично, как в начале.

У: - И теперь, что нам нужно изменить в формулировке главной мысли? Что добавить?

Д: - «Слезы, печаль, скорбь наполняют мое; сердце, когда я вспоминаю тех. кого любил и потерял, но память моя светла».

Вывод:

У: - Да, действительно, чтобы не случалосъ в нашей жизни, когда мы вспоминаем о тех, кого уже с нами нет, мы всегда вспоминаем что-то хорошее, доброе, светлое. И петому, память о наших близких, о тех, кого мы любили и кто любил нас, она всегда светлая. В этом выражается нравственная позиция человека - помнить добро и не помнить зла, которую мы обнаруживаем на примере музыки великого Моцарта.

Реквием Моцарта долгое время не исполнялся в церкви. Церковные власти не допускали этого. Считалось, что духовная музыка должна отвлекать человека от проблем и страстей земных, уносить мысленно в другие неземные миры. Такова ли музыка Моцарта?

Д: Нет. Музыка Моцарта показывает настоящие человеческие чувства, правду и реальность жизни. Она земная, человечная.

У: Она прекрасная и чувственная. Она тревожит нас, заставляет переживать и сочувствовать, волнует и утешает, воспитывает и назидает, меняет наше отношение к жизни. Так в чем же сила этой музыки?

Д: - В красоте и правде выражения человеческих чувств, в том, что она помогает человеку переживать горе и дает надежду.

(на экране появляется слайд «Афиша»)

У: - А теперь давайте обратимся ко второму произведению. Что нам здесь неизвестно?

Д: - Нам неизвестен композитор.

У: - Чесноков Павел Григорьевич, русский композитор 19-20 века, дирижер, педагог, профессор Московской консерватории, автор хоровых сочинений духовной и светской музыки. Его произведение «Вечная память» появилось в 1942 году. Как вы думаете, о чем оно?

Д: - О людях, погибших во время войны за свою Родину, о воинах, которые защищали свой народ от врага.

У: - Да, действительно, таково содержание произведения. Мы с вами послушаем и постараемся осознать смысл этой музыки для каждого из нас , слушающих ее спустя десятилетия после того как она быт а написана. . Вглядитесь в лица тех, кому посвящена эта музыка . На сколько важно для нас то, что сделали они в те страшные годы? ( слушание произведения, видео фрагмент)

У: - Ребята, попробуйте в одном слове выразить тот смысл, который обнаружили вы для себя в этой музыке.

(обучающиеся озвучивают свои слова, учитель записывает их на доске) (например: память, благодарность, жизнь, победа, героизм, мужество т.д.)

Вывод:

У: -Давайте- из этих слов попробуем сформулировать основную идею произведения. (Учитель помогает детям сформулировать предложение: напр. «Люди, которые отдали свои жизни ради спасения своей Родины и народа, достойны того, чтобы о них помнили вечно.»

Или: « Поколения будущего! Помните какой ценой завоеван мир, в котором вы живете! Берегите мир на земле!»

Или: «За нас, таких разных, и балованных и послушных, и добрых и не очень, за будущее своей Родины люди заплатили своей жизнью. Благодарные потомки хранят о них вечную память, как вечна сама жизнь»)

4. Реприза.

У: - Ребята, если сравнить эти два: произведения, чем они отличаются?

Д: - Первое с аккомпанементом, а второе а капелла.

Первое исполняет смешанный хор, а второе мужской.

Первое австрийского композитора, а второе русского.

У: - Хорошо! А чем они похожи?

Д: - Оба хоровые.

У: - Написаны в стиле духовной или светской музыки? Как вы думаете почему?

Д: - Оба духовные. Потому, что музыка выражает самые сокровенные чувства не только одного человека, но то, что волнует всех людей, что возвышает человека даже над смертью.

У: - Вы правы, ведь все эти чувства хранятся в душе и светлая память - великая сила души человека.

У: - Какая идея объединяет эти произведения?

Д:- Оба посвящены памяти о людях.

Только произведение Моцарта - памяти о близких, Чеснокова - памяти о людях, защищавших нас, наше будущее.

У: - Это важно для нас с вами – помнить. Помнить и чтить своих родных, знать и помнить о людях, которые во время опасности жертвовали своей жизнью ради спасения страны и людей?

Д: - Да, конечно. Если человек не будет знать и помнить своего прошлого, у него нет будущего. Важно знать об этом, чтобы в будущем строить свою жизнь, опираясь на то доброе и светлое, что согревает душу. Пока мы помним, все о ком мы помним – живы. Они живут в нашей памяти и таким образом продолжают жить вечно.

У: - Благодаря памяти человек постигает высшие человеческие ценности и становится сам настоящим человекам и обретает смысл жизни.

Жизнь...Она никогда не стоит на месте. Идут года, десятилетия, века. Приходят и уходят люди, поколения сменяют друг друга. Родившись в 19 веке в Австрии, в 20-м веке в России музыка, раскрывшая еще одну грань жизни - память, звучит в исполнении наших современников в веке 21-м. Музыка, преодолевая время и расстояния, стала близкой и понятной нам. Вы ей верите?

Д: - Да, она очень правдива.

У: - Какие важные качества помогают настоящей музыке преодолевать время?

Д: - Правда и красота.

Вывод:

У: - Так в чем лее сила этой музыки?

Д: - В правдивом выражении человеческих чувств.

У: - Если горе, то...

Д: - горе.

У: - Если радость, то...

Д: - радость.

У: - Если памятъ, то...

Д: - память.

5. Заключение.

У: Я благодарю вас всех за понимание, за активную работу на уроке. Сегодня все достойны наивысшей оценки. На этом наш урок окончен, до свидания.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, 6 класс, музыка

Добавить комментарий
Mail.ru counter