Конспект урока "Горы. Их положение на карте. Полезные ископаемые", 7 класс

Цель:

География - познакомить с географическим положением гор; дать знания и представления о высоте, поверхности гор и полезных ископаемых.

Математика – обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся при выполнении сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, при их преобразовании, развивать вычислительные навыки.

К уроку прилагается презентация

Задачи:

Научить: находить и определять географическое положение гор на физической карте;

отрабатывать навыки сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, осуществлять оперативный контроль процесса обучения

Корригировать: повышать грамотность устной и письменной речи при выполнении письменной и устной работы; следить за осанкой учащихся при письме и чтении.

Развивать: пространственное и образное представления, познавательную активность учащихся, навыки мыслительных операций.

Формировать: навыки внимания и самоконтроля, умения высказывать свои мысли, слушать других, вести диалоги, отстаивать свою точку зрения.

Воспитывать: интерес к изучению предмета, внимательность, воспитывать любовь к родному краю.

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: физическая карта, учебники, таблица «Горы», тетради, словарь, экран, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, тест, палатка, рюкзак, котелок.

Тип урока: интегрированный (география и математика) 

Ход урока 

1. Организация класса (психологий настрой на дружеские, теплые отношения и результативную работу).

2. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы проведем необычный, интегрированный урок. Это урок, в котором два  предмета (география и математика)  сливаются вместе, что помогает лучшему глубокому восприятию учебного материала и это просто интересно.

3. Цветовая гамма.

Выбрать цвет, соответствующий настроению (красный – сила, стремление к лидерству, воля к победе, решительность, эмоциональное напряжение, эгоизм, самовлюбленность; оранжевый – жизнеутверждающий цвет солнца – цвет уверенности, радости, тепла и хорошего настроения; зеленый – цвет спокойствия, расслабления и душевного умиротворения, развивающий негативные эмоции, дарит оптимистический настрой, здоровую уверенность и потенциал решать старые и новые задачи.

4. Работа в тетрадях. Открываем тетради по математике. Пишем число, классная работа. Не забывайте правило красивого письма, следите за осанкой при письме.

Открываем тетради по географии – календарь природы (дата, пасмурно - ясно,  температура).

Молодцы! А теперь посмотрите, какую змейку и цифр я вам сегодня приготовила.

45567ы677777р97564223456г8765о456677

На что вы обратили внимание. (среди цифр есть буквы). Запишите слово,  которое получится из этих букв. (горы). 1 ученик пишет слово у доски

5. Сообщение темы, целей урока (1- география, 2 - математика) - слайд 1

6. Актуализация опорных знаний (по математике)

а) Устный счет. (слайд 2) – выразите в более крупных мерах.

(слайд 3) - ответы

(слайд 4) – выразите в более мелких мерах

(слайд 5) - ответы

б) Вспомните, а не решали ли вы эти примеры раньше? (Правильно при выполнении домашней работы). Поверьте правильность выполнения домашней работы. – показываются на слайде.

7. Изучение нового материла по географии.

Поверхность Земли разнообразна: Земля покрыта равнинами, возвышенностями, низменностями, плоскогорьями и горами.
Горы возникли миллионы лет назад, но и в настоящее время продолжается процесс горообразования

Вопросы:

а) каким цветом обозначены горы на карте?

б) где на карте больше всего видим гор?

Между Черным и Каспийским морями расположены Кавказские горы (слайд 6) – это горная страна, с острыми вершинами, покрытыми снегом и льдом.

Самые высокие вершины  Кавказских гор – это пухшие  вулканы г. Эльбрус (слайд 7)  – 5642м., г. Казбек (слайд 8) – 5033м. Протянулись Кавказские горы с-з на ю-в. Здесь часты землетрясения и богаты горы Кавказа полезными ископаемыми: нефть, марганец, каменный уголь, медь, алюминий, железо.

Большое значение имеют целебные минеральные источники.

Памир (крыша мира) – самые высокие горы: (находятся на территории Таджикистана) Высочайшая вершина – пик Коммунизма (слайд 9) – 7495м, пик Ленина (слайд 10) - 7143м. В горах Памира находится самый большой ледник Федченко, из которого вытекают стремительные горные реки.

Восточнее Памира – находятся горы Тянь-Шань. Очень высокие горы с острыми вершинами пик Победы (слайд 11) = 7439м. На вершинах образуются ледники, а в горах Тянь-Шаня случаются сильные землетрясения. Очень много полезных ископаемых – каменный уголь, бурый уголь ртуть, металлы.

Алтайские горы – с С-В от Тянь-Шаня. Наивысшая г. Белуха (слайд 12) (4056м), здесь найдено много металлов, золото, ртуть, уголь и т.д.

Уральские  горы (слайд 13) от побережья арктических морей до степей Казахстана с С-Ю более чем на 2тыс.км. – сложены мрамора, гранита, известняка. Хребет невысокие покровы лесами до  самых вершин.

Урал – кладовая полезных ископаемых. Это -  уголь, нефть, газ, поваренная соль, глянец, руда, цветные металлы, драгоценные  камни. Высочайшая вершина г. Народная – 1895м. 

После изучения нового материала

Заполняется таблица на доске и каждым учеником на парте.

Название гор

Высочайшая вершина

Высота(м)

1

Кавказские

 

 

 

 

2

Памир

 

 

 

 

3

Тянь-Шань

 

 

4

Алтайские

 

 

5

Уральские

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8. Дин. пауза (под музыкальные слайды 14). Дети пьют минеральную воду, а в это время учитель рассказывает о её пользе.            

Затем дети высказывают свое мнение о  вкусовых качествах воды.

9. Формирование умений и навыков учащихся по математике.

Выходит ученик, одетый под туриста и из рюкзака достает разные вещи (дети определяют, нужны ли они туристам). Среди них находит задачу.

Каждому ученику раздается напечатанная задача.

Слайд 15

Решение задачи.

Высота горы Эльбрус – 5642м., а горы Казбек - 5033м. На сколько высота г. Эльбрус выше г. Казбек. Какова сумма высот этих гор? Ответ выразите в км. и м..

Что означает число 5033? 5642? Каким словом можно заменить слово выше (больше).

1) 5642м - 5033м = 609(м) выше.

2) 642м + 5033м = 10 675(м) = 10км 675м (высота обеих гор)

Ответ: выше на 609м, высота вместе 10км 675м.

10. Работа с учебником – выборочное чтение.

11. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

География – прочитать внимательно текст учебника стр. 146-148, найти название гор, про которые я не сказала при объяснение нового материала, и заполнить таблицу, выполнить тест.

Математика – решить примеры на другой стороне рисунка горы, выполнить тест.

Тест, 1,2 уровень. 

Название гор

Высочайшая вершина

Высота(м)

Высота (км, м)

1

 

 

Кавказские

г. Эльбрус

г. Альбатрос

г. Матрос

5643м

5642м

4562м

5км 643м

5км 642м

4км 562м

г. Казбек

г. Узбек

г. Казак

5033м

533м

3055м

5км 33м

543м

3км 55м

2

 

Памир

пик Коммунизма

пик Социализма

пик Лысая гора

7495м

7098м

7543м

7км 495м

74км 95м

4км 795м

пик Ленина

пик Лены

пик Лёни

7143м

7413м

743м 

7км 143м

71км 43м

7км 43м

3

 

Тянь-Шань

пик Победы

пик Славы

пик Мисс Вселенная

7439м

4739м

739м

7км 439м

74км 39м

439м

4

 

Алтайские

г. Белуга

г. Белуха

г. Ленина

4056м

456м

4065м

4км 56м

4км 560м

40км 65м

5

 

Уральские

г. Народная

г. Вселенная

г. Мировая

1895м

1089м

189м

1км 895м

18км 95м

1км 89м

3 уровень.

Название гор

Высочайшая вершина

Высота (м)

Высота (км, м)

1

Кавказские

г. Эльбрус 

г. Матрос

5643м 

5642м

5км 643м 

5км 642м

2

 

Памир

пик Коммунизма 

пик Лысая гора

7495м 

7543м

7км 495м 

4км 795м

3

 

Тянь-Шань

пик Победы 

пик Мисс Вселенная

7439м 

4739м

7км 439м 

74км 39м

4

 

Алтайские

г. Белуга 

г. Белуха

4056м 

4065м

4км 56м 

4км 560м

5

Уральские

г. Народная 

г. Вселенная

1895м 

1089м

1км895м 

1км89м

 

12. Цветовая гамма - показ слайдов под музыку (дети выбирают цвет-определяется эмоциональное состояние детей в конце урока).

13. Слайд 16 (показ слайдов гор под песню).

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!