Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби

Методическая разработка урока математики в 6 классе «Решение задач на нахождение числа по его дроби и дроби от числа»

Краткое описание

Данная методическая разработка содержит не только конспект, но и презентацию к уроку и самостоятельную работу. 

Эссе  «Каким должен быть современный урок математики»

Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.А.Сухомлинский

Урок в нашем современном мире остается главной формой образования.  Ему отводится 98% учебного времени. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как и сотни лет назад, встречаются такие участники образовательного процесса, как учитель и ученик.

Между ними всегда море знаний и противоречий. В нашем современном образовании все больше ведут речь о компьютеризации, дистанционном обучении. Но в меняющейся сфере образования, учитель всегда будет капитаном. Как бы ни старались уравнять учителя и ученика, он как был, так и остается главным действующим лицом на уроке.

Ведь он старше, имеет огромный багаж знаний, имеет опыт по их применению. Поэтому на современном уроке математики нельзя пренебрегать огромной ролью учителя. Я хорошо понимаю, что урок не может не меняться.

Ведь столько поменялось:

1. Появились новые образовательные стандарты. Естественно необходимо менять программы и учебники.

2. Внедряются информационные технологии. За последние годы во всех школах нашего района появилась информационная техника, которая активно используется на уроках.

3. Организация основного и единого государственных экзаменов предъявляет свои требования к содержанию урока, форме оценки знаний выпускников.

По выше перечисленным факторам никто не отрицает, что урок должен быть современным. По моему мнению, современный урок- это совершенно новый урок, не теряющий связи с прошлым, актуальный (нужный), с активными методами обучения.  Считаю, что необходимо перейти от традиционной формы изложения материала к организации самостоятельной деятельности учащихся, вовлечение их в проектную и групповую деятельность.

Современный урок должен быть информационно насыщен, но и в то же время соответствовать уровню развития ученика. В нашем современном мире, где все «обязаны ученику», считаю, что на уроке необходимо создавать ситуации, при решении которых у учеников приобретается опыт индивидуального и совместного решения, что повысит ответственность ученика.

Поэтому целесообразным считаю использование проблемного обучения, привлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность уже с 5 класса.

Современный урок математик и - это урок, на котором не страшно отвечать. Даже самые неуверенные ученики не должны бояться высказать свое мнение, даже если оно не верно. А вот чье предположение верно - это решат сами дети в ходе решения  проблемной ситуации.

Все время пытаюсь заглянуть в будущее своей профессии. Наша жизнь бурно и стремительно меняется, а значит, будут изменения и в образовании. Как учитель, я должна реагировать на эти изменения, идти «в ногу со временем». И считаю своим правилом- не стоять на месте, нужно идти вперед, уважая старые традиции. А значит и современный урок тоже должен «двигаться вперед».

Цели и задачи урока: 

Обучающие:

- обеспечить осознанное обобщении систематизацию учащимися понятия нахождения дроби от числа и числа по его дроби за счет укрупнения дидактической единицы; обеспечить осознанное сравнение задач на анхождение части от числа и числа по его частиж

- активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
- проверить уровень сформированности знаний по данной теме через различные формы работы.

Развивающие:

- развитие быстроты работы мысли; развитие памяти, правильной устной и письменной математической речи учащихся; развитие умения слушать, развитие логического мышления, познавательной активности, наблюдательности;
- развитие навыков самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля.

Воспитательные:

- продолжить воспитание у школьников аккуратности записей в тетради; учить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в классе и умение работать в группе.

Планируемые результаты:

- Знать правила решения задач на нахождение части от числа и числа по его части;
- Уметь решать задачи, применять знания правил умножения и деления дробей. 

УУД 

Личностные: независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.  

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения задач, выбирать пути их решения. 

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логически обоснованное рассуждение; использовать доказательную математическую речь.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать работу в паре; отстаивать свою точку зрения; приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Характеристика системы упражнений

Система упражнений

Цель использования

Тренажер

5/1:20/3=

3/5*15/18=

15/7*28/15=

5/9*18/5=

5/7*7/13=

3/14*7/13=

16/13*27/8=

2/5*1/4=

2/7*7/11=

8/9:4=

2/5:1/10=

10/1:5/7=

Обобщение и актуализация знаний по теме «Умножение и деление дробей»

- Я буду зачитывать некое математическое утверждение. Вы должны определить истинно оно или ложно. Если вы считаете, что утверждение истинное, то ставите руки на пояс и выполняете наклон вперед, а в противном случае – руки за голову и совершаете вращения туловищем вправо и влево. 

1/7 - правильная дробь.

4/16 - несократимая дробь.

5/6 - несократимая дробь.

15/4 - неправильная дробь.

9/10 - сократимая дробь.

8/7 - правильная дробь. 

- Повышение познавательной активности, повторение понятий «правильная , неправильная, сократимая, несократимая дроби»

Решение задач:

1. Предельный возраст белки 6 лет, что составляет 3/5 возраста зайца. Каков предельный возраст зайца? 

2. Предельный возраст жизни медведя 50 лет. Возраст льва составляет 7/10 возраста медведя. Каков предельный возраст льва?

3. Когда Дима уплатил за покупки 3/5 своих денег, у него осталось еще 90 коп. Сколько денег было у Димы?

4. Длина дистанции трехдневной велогонки 480 км. В первый день велогонщики проехали 25% всего пути, а во второй день 55% оставшегося пути. Сколько километров проехали велогонщики в третий день? 

Задачи, связанные с гигиеной и здоровьем.

1. У беззаботного Мишутки два зуба сильно воспалены. Из-за этого в понедельник он плохо себя чувствовал в течение 3ч, во вторник зубы болели 5/3 от времени понедельника, а в среду 1/2 от времени понедельника и вторника вместе. В четверг его отвели к врачу, так что зуб успел поболеть только 1 ч. Сколько времени Мишутка был малопригоден для общения?

2. Из 30 человек, учащихся в 6 классе, ½ часть всего количества недосыпают регулярно 1ч в день, 1/5 часть – 2 часа в день. Какой недосып образуется у всего класса вместе только за один учебный день?

3. Задача Незнайки: Жители Солнечного города присутствуют на представлении в цирке. Фокусник хочет всех угостить мороженым. Он попросил Незнайку сосчитать, сколько всего жителей, если на представлении присутствуют 15 малышек, и это составляет всех зрителей. 

Формирование умения решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей, формирование навыков здорового образа жизни через решение задач со здоровьезберегающим содержанием.

 

Решение задач (устно)

У нас есть две задачи. Прочитаем их.

1. В  рукописи 50 страниц. За день машинистка перепечатала рукописи. Сколько страниц перепечатала машинистка?

2. За день машинистка перепечатала 20 страниц, что составило всей рукописи. Сколько страниц в рукописи?

- К какому типу задач относится каждая задача? Каким действием найдем ответ?

Формирование умения обобщать материал по темам «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби». Развитие умения  ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.

Тест для самостоятельной работы:

1 вариант.

1. Турист прошел за два дня 20 км. В первый день он прошел этого расстояния. Сколько километров прошел турист в первый день? 

2. Турист прошел за день 14 км. Это    пути, пройденного за весь поход. Сколько всего километров прошел турист в походе?    

2 вариант.

1. Велосипедист проехал 240 м, что составляет    всей дистанции. Какова длина дистанции?    

2. Велосипедист проехал всего пути. Весь путь составляет 180 км. Сколько километров поехал велосипедист? 

Произвести контроль и оценку усвоения темы, развитие навыков контроля и самооценки деятельности учащимися.

Карточка дополнительное задание для самостоятельной работы. (повышенного уровня).

1. Геологи прошли долину, расположенную между горами, за три дня. В первый день они прошли 2/9, во второй 1/3 всего пути, в третий оставшиеся 30 км. Вычисли длину пути проходящего по долине.

2. Длина дистанции трехдневной велогонки 480 км. В первый день велогонщики проехали 25% всего пути, а во второй день 55% оставшегося пути. Сколько километров проехали велогонщики в третий день?

3. Три тракториста вспахали 405 га земли. Первый вспахал 4/9, а второй -1/3 этой площади. Сколько земли вспахал третий тракторист?

Произвести контроль и оценку усвоения темы, развитие навыков контроля и самооценки деятельности учащимися.

Решите задачи, найдите на палитре правильные ответы, раскрасьте картинку.

Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей

 

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!