Конспект урока математики в 5 классе: Правильные и неправильные дроби

Автор: Вдовенко Ирина Викентьевна, МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов», учитель математики, Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, п.г.т. Федоровский.

 

Тип урока: по основной дидактической цели – урок усвоения новых знаний, навыков и умений; по способу проведения – комбинированный урок; по этапам учебного процесса - является уроком первичного ознакомления с материалом. (по А.Е. Захаровой и И.И. Зубаревой, Московский городской педагогический университет, 2011 г.)

Характеристика класса:

   В 5 "а" классе углублённого изучения математики 22 обучающихся: 16 мальчиков и 6 девочек.  В основной своей массе дети имеют высокий уровень общего развития, прочные и в достаточном объеме знания за курс начальной школы, широкий познавательный интерес. Стремятся упорно преодолевать трудности в учебной работе и усваивать материал на высоком  уровне при достаточно высоком темпе урока. Ориентированы на самостоятельное получение знаний.  Способны самостоятельно установить адекватное взаимодействие с педагогом и сверстниками.

   На уроках математики у обучающихся формируется умение критически оценивать полученную информацию и находить различные пути разрешения учебных и исследовательских проблем, определять границы своего знания и незнания, осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.

 

Программа: Математика. 5-6 классы / авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2010 

Учебник: Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 6-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2012.– 270 с.: ил.

 

Цели урока:

Образовательные: повторение понятия обыкновенной дроби; введение понятий правильной и неправильной дробей; формирование умения распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, изображать точки, соответствующие данным дробям, на числовом луче.  

Развивающие: развитие зрительной, словесно-логической (путем смыслового понимания)  памяти, математически грамотной речи, математического мышления, умения работать с информацией, представленной в различных формах, осознанного восприятия учебного материала.

Воспитательные: воспитание познавательной активности,  культуры общения, культуры диалога, самостоятельности и активности.

Задачи урока:

- повторить понятие обыкновенной дроби и ввести понятия правильной и неправильной дроби;

- способствовать формированию умения распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, изображать точки, соответствующие данным дробям, на числовом луче;

-  создать условия для реализации развивающих и воспитательных целей урока.

Необходимое оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор, персональные компьютеры. 

 

Структура урока:

I. Организационный этап (1 мин.)

Задача этапа: мотивировать обучающихся на учебную деятельность посредством создания положительной эмоциональной обстановки

 

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

- проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу

- настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе

 

Вот и встретились мы снова

И к уроку все готово

Я надеюсь, что урок

Нам пойдет сегодня впрок!

 

II. Этап актуализации опорных знаний и умений (2 мин.)

Задача этапа: воспроизвести и откорректировать опорные знания по изучаемой теме (слайды презентации к уроку)

 

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

- отвечают на вопросы учителя 

- устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях

- выясняет степень усвоения изученного материала

- определяет  типичные недостатки в знаниях обучающихся и их причины

- создает условия по ликвидации обнаруженных недочётов

 

Рассматривается пример со светофором с обратным отсчетом, который расположен в центре поселка: определить часть времени, затраченную на переход дороги по данному светофору (ситуации можно рассмотреть различные). В ходе диалога выясняется, что общего у данных дробей и в чем их различие. Обучающиеся делают для себя «маленькое открытие-вывод»: существуют дроби, у которых числитель меньше или больше знаменателя, либо равен ему.

 

Применение заданий по данной теме в ситуации, приближенной к жизненной, способствует стимуляции познавательного интереса к предмету.

 

III. Этап целеполагания (4 мин.)

Задача этапа: создать мотив изучения темы и условия для определения целей и задач урока (слайды презентации к уроку)

Наиболее эффективным приемом для данного урока явилось создание проблемной ситуации с помощью «группировки».

 

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

- распределяют дроби на группы и поясняют принцип распределения

- устанавливают границы знания и незнания изученного материала

- формулируют тему урока и записывают ее в тетради

- определяют цели учебной деятельности на уроке  и планируют свою деятельность

- предлагает обучающимся   распределить дроби на группы

- выясняет количество групп и принцип распределения

- предлагает сформулировать тему урока и цели урока

- корректирует ответы обучающихся, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть

 

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. 

Учащимся предлагается задание:

 

- Распределите дроби на группы.

- Сколько групп получилось?

- По какому принципу выполнено распределение?

Обучающиеся интуитивно, опираясь на вывод сделанный на втором этапе урока, верно распределяют дроби на группы и поясняют принцип данного распределения.

Далее я объявляю детям, что у меня получилось две группы и поясняю свой принцип группировки данных дробей, например: группа в которой собраны дроби, числители которых нечетные числа, а во второй – четные.

 

Вопрос: задание одно, а результаты разные, почему? (проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием!)

Ответ: мы знаем, что такое дробь, но не знаем какой из принципов группировки верный.

Далее поясняю, почему в математике дроби подразделяют на правильные (часть целого, а часть всегда меньше целого) из первой группы и неправильные – из второй и третьей групп.

Затем обучающиеся формулируют тему урока и его цель (узнавать правильные и неправильные дроби). Затем цель обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Обсуждение и постановка задач на урок (фактически планирование деятельности) помогает учащимся осознать, через какие действия они смогут достичь поставленных перед собой целей.

 

Вниманию обучающихся предлагается следующая таблица на слайде:

 

Цели

1. узнавать правильные неправильные дроби

2. знать понятия правильной и  неправильной дроби

3.изображать данные дроби на числовом луче

4. сравнивать такие дроби с единицей

5. систематизировать имеющиеся знания

Задачи

1. выполнить задания по теме, используя:

а) учебник

б) Интернет-ресурсы

2. создать кластер «Обыкновенные дроби»

 

В конце урока мы вернулись к этой записи и обучающиеся смогли не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они целей, а в зависимости от результатов данного анализа было сформулировано  домашнее задание.

Итак: в результате создания проблемной ситуации с помощью приема «группировка» и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательные цели урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.

(приложение 1)

 

IV. Этап изучения нового материала (9 мин.)

Задача этапа: способствовать формированию знаний  и их первичному закреплению (учебник, слайды презентации к уроку)

 

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

- отвечая на вопросы учителя, открывают для себя новое знание

- формулируют понятие «правильные и неправильные дроби», делают выводы

- записывают решение заданий в тетради

- предлагает выполнить У- 376, задает вопросы, приводящие к раскрытию новой темы

- обеспечивает первичное закрепление новых знаний

- показывает на слайде  решение заданий по новой теме

- обращает внимание на алгоритм выполнения заданий

(приложение 2)

 

V. Устные задания + физкультминутка (3 мин.)

Задача этапа: обеспечить смену деятельности в рамках осуществления идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса

 

VI. Этап закрепления нового материала (10 мин.)

Задача этапа: закрепить знания, сформировать умения и навыки работы с различными источниками информации (персональные компьютеры)

 

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

- через поисковую систему находят интерактивный учебник

- работают в парах и выполняют задания из интерактивного учебника

- осуществляют взаимопроверку в режиме «онлайн»

- создает условия для работы по изучаемой теме с другим источником информации (выход в Интернет)

- предлагает обучающимся выйти на страницу интерактивного учебника matematika-na.ru и выполнить с взаимопроверкой задания учебника

(приложение 3)

 

VII. Рефлексия (5 мин.)

Задача этапа: создать условия для формирования рефлексии обучающихся по анализу элементов нового содержания и приемов деятельности

 

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

- отвечая на вопросы учителя, совершают путь «переоткрытия» знаний

- фиксируют взаимосвязи понятий и фактов изученной темы с системным понятием с в виде кластера

- предлагает составить кластер по изученной теме

- в процессе диалога с обучающимися уточняет все понятия и факты усвоенные на уроке

 

Создание образовательного продукта (предметная рефлексия).

(приложение 4)

 

VIII. Итоги урока (4 мин.)

Задача этапа: инициировать рефлексию (психологическую) детей по их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе по принципу «светофора»

 

IX. Задание на дом (2 мин.)

Задача этапа: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (слайды презентации к уроку)

- предметного (§ 22 текст на стр. 106, № 377)

- творческого («Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» Лев Николаевич Толстой - выразить свое мнение на данное высказывание в форме эссе)

Последнее задание направлено на расширение опыта творческой деятельности обучающихся по отношению к образовательному стандарту по предмету и работает на достижение метапредметных результатов урока.

 

Результаты урока

Важнейшим достоинством урока является его направленность на самостоятельное добывание обучающимися знаний на основе минимальной косвенной помощи учителя.

На первых этапах урока, в процессе целеполагания, каждый обучающийся – участник, активный деятель и каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети высказывают свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Поставив перед собой конкретные цели и задачи на данный урок, каждый ребенок активно включился в учебную деятельность для их реализации. Характерно, что дети выходили на новые знания не только при изучении нового материала, но и во время работы с заданиями, направленными на первичное закрепление изученного. Так, во время работы на странице интерактивного учебника они открыли способ работы с дробным буквенным выражением, и тут же старались сформулировать ответ в виде числовой последовательности. На заключительных этапах урока обучающиеся с удовольствием включились в установление закономерностей и доказательство высказанных мнений при составлении кластера.

Обстановка в классе была доброжелательной, отношения между одноклассниками и учителем доверительные, работоспособность высокая.

О достижении целей, задач и планируемых результатов урока говорило правильное воспроизведение обучающимися образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач, стремление к самостоятельному решению трудных проблем  и положительные оценки за урок. Стоит отметить, что инициация рефлексии по принципу «светофора» показала следующие результаты: 20 детей оставили зеленые кружочки (довольны результатами своей деятельности на уроке и уроком в целом), 2 - желтых кружочка, красных - не было.

 

Приложение 1-4

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter