Конспект бинарного урока экологии и литературы: Современное состояние биосферы

Тип урока:  урок – конференция.

Цели урока:  показать учащимся современное состояние природной среды;

выявить влияние человека на биосферу;

показать взаимосвязь человека и биосферы с использованием примеров художественной литературы;

побудить учащихся к активному познанию окружающей нас действительности, осмыслению места человека в биосфере;

сформировать ценностное отношение к живой природе как основе экологического воспитания, являющегося частью

человеческой нравственности.

Оборудование:     таблицы, плакаты, произведения литературы.

План урока: 1. Биосфера.

2. «Душа человека – есть тоже явление природы ».

3. Экологические проблемы современности:Использование ресурсов.

А).  В.Распутин. «Прощание с Матерой».

Человек и Мировой океан.

Б).  В.Астафьев. «Царь-рыба».

Варварское уничтожение природы.

В).  В.Астафьев. «Хвостик».

4. «Доколе ты будешь молчать, Земля?»

А). Мировые катастрофы.

Б). Катастрофы наших дней.

5. Обобщения, выводы.

 

Ход урока

 Столы учащихся стоят по кругу, отдельно – стол учителей, ведущих урок. На доске: тема урока, план урока. На стенах класса: таблицы с изображением биогеоценозов, схема биосферы, плакаты с высказываниями В.И.Вернадского о биосфере.

Учитель экологии:

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в гостях учителя  биологии школ г. Можайска и района, методист Управления образования Можайского района Людмила Александровна, учителя нашей школы.

У нас сегодня необычный интегрированный урок экологии и литературы и вести его будут два учителя:  я – Ольга Ивановна – учитель биологии и экологии и Татьяна Сергеевна – учитель литературы.

Тема нашего урока – «Современное состояние биосферы». Нам предстоит ознакомиться с современным состоянием окружающей среды, выявить влияние человека на нее, рассмотреть их взаимоотношения на примерах произведений художественной литературы.

Урок пройдет в виде конференции по плану, записанному на доске. Готовясь к уроку, вы прочитали ряд произведений о взаимоотношениях человека и природы. Некоторым из вас были даны индивидуальные задания.  Всем нам нужно будет вспомнить о биосфере то, что проходили ранее.

Итак, ребята, что такое биосфера?

Ученик: Биосфера – тесная взаимосвязанная единая система геологических и биологических тел и процессов преобразования энергии и веществ.

Учитель экологии: А какое определение биосферы дал русский ученый В.И.Вернадский – основоположник современного взгляда на биосферу?

Ученица: Биосфера – это наружная оболочка Земли, область распространения  жизни.

Учитель экологии о возникновении и эволюции биосферы:

 - Биосфера, возникнув и сформировавшись 1-2 млрд. лет назад, находится в постоянном динамическом равновесии и развитии. Установившиеся за многие миллионы лет круговорот энергии и веществ в биосфере самоподдерживаются в глобальных масштабах, хотя локальные изменения структуры и особенностей отдельных экосистем (биогеоценозов), составляющих биосферу, могут быть значительными. (В ходе своего рассказа учитель показывает различные биогеоценозы на развешенных в классе таблицах.) Еще на ранних этапах эволюции живое вещество распространилось по безжизненным пространствам планеты, занимая все потенциально доступные для жизни места, изменяя их и превращая в места обитания. И уже в древние времена различные жизненные формы и виды растений, животных, микроорганизмов, грибов заняли всю планету.  Живое органическое вещество можно найти и в глубинах океана, и на вершинах самых  высоких гор, и в вечных снегах Приполярья, и в горячих водных источниках вулканических районов.

Эволюция биосферы шла по пути усложнения структуры биологических сообществ, умножения числа видов и совершенствования их приспособленности. Эволюционный процесс сопровождался увеличением эффективности преобразования энергии и вещества биологическими системами: организмами, популяциями, сообществами.

Вершиной эволюции живого на Земле явился человек.

Учитель литературы:

 -  Человек всегда стремился постичь тайны мироздания. Загадки Вселенной влекли его. Природа вдохновляла человека на создание великих произведений искусства.

«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - так думал о природе Л.Н. Толстой.

«Многие художники описывают природу терминами человеческих ощущений: буря стонет, плачет, злится, печалится, грустит. Это и неизбежно и правдиво: под условными выражениями вы чувствуете связь, извечную, неразрывную, скажем даже таинственную, между природой и душой человека, которая ведь есть тоже явление природы и потому тесно связана с нею миллионами своих живых ощущений», - так говорил о взаимосвязи человека и природы В.Г. Короленко.

Конечно и природа во времена Толстого, Короленко была другая, не та, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свои прозрачные воды. Леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен не нарушало тишину. Не более 100 лет назад были и другие мнения. Одно из них сформулировал герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети" – Евгений Базаров: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Учитель экологии:

-  Мнения сторонников Базарова преобладало достаточное количество времени, чтобы люди поняли, что чистых рек и озер, дикого леса, зверей и птиц становится все меньше и меньше. Безумный  ХХ век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем.

С некоторыми из них мы сейчас с вами ознакомимся.

Ученик:                   

- Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усилили отрицательное воздействие на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете. Возросло потребление в сфере материального производства природных ресурсов. За годы после второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Поскольку запасы угля, нефти, газа, железа и других полезных ископаемых не возобновляемы, они будут исчерпаны, по расчетам ученых, через несколько десятилетий. Но даже если и ресурсы постоянно возобновляются, на деле они быстро убывают: вырубка леса в мировом масштабе значительно превышает прирост древесины, площадь лесов, дающих Земле кислород, уменьшается с каждым годом. В то время как Земля накапливает один сантиметр чернозема за 300 лет, ныне один сантиметр почвы погибает за 3 года.

Учитель литературы:

-  Стремление властвовать над природой, бездумно вмешиваться в нее, изменять ее по своему желанию привело людей к потере нравственности и полной бездуховности.

В последние десятилетия написано много произведений, в которых исследуются взаимоотношения человека и природы, среди них роман Ч. Айтматова «Плаха», повесть «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, произведения В. Астафьева и В. Распутина. Некоторые из этих произведений вы прочитали.

Как в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» представлена картина уничтожения природы человеком?

Ученица:

- В результате строительства мощной ГЭС деревня Матера, расположенная на острове с тем же названием, должна уйти под воду. Здесь прошла жизнь нескольких поколений людей, здесь они любили, растили хлеб и детей, умирали, оставляя потомкам землю, лес, реку. Надо ли строить ГЭС?               Этот вопрос в повести не звучит. Звучит тема боли. Под водой будут гнить кресты на кладбищах, дома, построенные предками, лес, стоявший веками. Человек вступает в единоборство с природой. Чтобы не гнили в рукотворном море деревья и дома, их сжигают. Но ничего не могут сделать люди с мощным деревом, которое  жители Матеры называют «царским лиственем». Вековая лиственница становится символом непобедимой матери природы. Люди, вооруженные огнем и мощной техникой, не могут ее победить.

Ученик:

- Творя расправу над природой, говорит  Распутин, люди уничтожают самих себя: память, нравственность, душу. Что-то важное, самое главное, безвозвратно уходит, обедняя нас.

Молодежь легко покидает «отеческие гробы», расстается просто с рубленными избами. Внук Дарьи Пинегиной бросает расхожую фразу: «Человек – царь природы». И в ответ звучат пророческие слова самого писателя, вложенные в уста умной старухи: «Вот-вот, царь поцарюет, поцарюет  да загорюет».

Учитель литературы:

- Повесть кончается символически: катер, посланный за последними обитателями Матеры, заблудился в тумане. Не так ли и люди потерялись на земле, позарившись на сиюминутное, забыв о вечном.

Учитель экологии:

- Сегодня важно осознавать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. А.И. Герцен однажды сказал, что «природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам». Думаю, что человечество уже давно должно было прислушаться к его словам. Ан, нет! Оно продолжает создавать себе одну проблему за другой.

Ученик:

- Огромную опасность для всего живого на Земле представляет собой загрязнение планеты. Мировой океан постоянно загрязняется из-за расширения добычи нефти на морских промыслах. Огромные нефтяные пятна губительны для жизни океана. В океан сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. На каждый квадратный километр океанской воды сейчас приходится 17 тонн различных отбросов суши. Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в огромных количествах попадает в реки и озера. Сильно загрязнены Дунай, Волга, Рейн, Миссисипи, Великие Американские озера. По заключению специалистов, в некоторых районах земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой.

Учитель экологии:

- И человек смирился с этим. Он ведет себя как потребитель. От полного разграбления природы его останавливает только страх перед штрафом или тюрьмой. Человек живет одним днем, одним сезоном: побольше б урвать задарма запрещенной охотой, браконьерством.

Учитель литературы:

- По мнению писателя В.П. Астафьева, нравственные проблемы бытия сконцентрированы сейчас во взаимоотношениях человека и природы. В одном из лучших произведений, повествовании «Царь-рыба», вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей.

- Как эти проблемы решаются в центральном рассказе цикла?

Ученик:

- Центральный эпизод всей книги – это поединок браконьера Игнатьича, долгое время безнаказанно грабившего тайгу, реку, с символической царь-рыбой. Не смог он с ней справится. Рыба утащила его в воду, и долго, бесконечно долго находились в одной ловушке реки царь и всей природы царь. В момент возмездия Игнатьич бессильно повис на борту.                                      

- « Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» – слабо, без надежды взмолился ловец. Икон дома не держал, в Бога не веровал, над дедушкиными наказами насмехался.

Именно в этот прямой диалог с Богом включены Астафьевым все добрые и злые силы природы, истории. Отягощена совершенным злом душа браконьера, и терпит он великие муки.

Учитель литературы:

- И Распутин и Астафьев в своих книгах, говоря о взаимоотношениях человека и природы, предупреждают: уничтожение природы – это самоуничтожение.

Учитель экологии:

- Справедлива, мудра, терпелива природа, но и она содрогается, глохнет от грохота выстрелов, от взрывов атомных электростанций.

Послушаем еще одно сообщение на данную тему.

Ученица:

- Загрязнение атмосферного воздуха превзошло все допустимые пределы. Концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы во многих городах в десятки раз. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота, являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций и заводов, несут гибель озерам и лесам. Авария на Чернобыльской АЭС показала экологическую угрозу, которые создают аварии на атомных электростанциях, а ведь они эксплуатируются в 26 странах мира.

Учитель литературы:

- Да, заблудился человек, если творит такое с матерью – природой. Безнравственный, потерявший опору человек страшен. Потрясающе прост бесхитростный рассказ «Хвостик» из книги В. Астафьева «Затеси».

Ученик:

- Как-то отстраненно, даже спокойно, писатель показывает заливающегося от хохота мальчика, увидевшего хвостик мертвого суслика, засунутого веселыми гуляками в узкую консервную банку. И судя по царапинам на обертке банки, засунули еще живого. «Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а очень потешное, вот и хохочет»

Боль писателя чувствуется, хотя он никак не комментирует этот эпизод. И только предыдущие строки рассказа заставляют понять, что мальчик – дитя этой цивилизации, что сделать уже ничего нельзя. Только констатировать факты.

Учитель литературы:

- Боль за поруганную природу звучит в названных книгах. Варварское уничтожение браконьерами рыбы в реках Сибири, залитые рукотворными морями кладбища и плодородные земли, жестокое уничтожение отдельных видов растений и животных – эти картины встают перед глазами читателей и заставляют думать о природе, человеке, нравственности, добре и зле.

Как предупреждение людям звучит в конце повести «Прощание с Матерой» риторический вопрос: «Доколе ты будешь молчать, Земля? Да и молчишь ли ты?»

Учитель экологии:

- Не это ли является ответом природы на деяния человека?

Факты из энциклопедии о земных катастрофах:

- Трудно подсчитать количество пострадавших от более чем 160 разрушительных землетрясений, произошедших за последние века. Только в ХХ столетии их жертвами стали 1,5 млн. человек.  Самое трагическое произошло 2 февраля 1556 года в Китае: за несколько мгновений оно унесло 820 тысяч человеческих жизней.

- В октябре – ноябре 1998 года на города Центральной Америки обрушился ураган Митч. Он повлек за собой 11 тысяч жертв, разрушил 96 тысяч жилых домов, затопил поля и «оставил в наследство» выжившим одну из самых тяжелых форм холеры.

- Что касается циклонов, то ни одна страна не превзошла по их количеству Бангладеш: 1963, 1965, 1970, 1977, 1991, 1993, 1998гг. – роковые для нее. В эти годы катастрофы унесли жизни около миллиона человек.

- Япония, Филиппины и Гонконг периодически подвергаются действиям тайфунов. Одно из самых крупных бедствий на памяти человечества произошло в 1881 году, когда в Индокитае под ураганным ветром погибли 300 тысяч человек.

- Наиболее разрушительные наводнения за последние 50 лет происходили на территории Китая. Сильнейшее произошло на реке Хуанхэ, уровень которой поднялся на 29 м. В августе 1931 года потоки воды разрушили плотины, затопив обширные прибрежные территории в радиусе = 5000 км, уничтожив города и деревни и унеся жизни 3 млн. 700 тысяч человек.

Учитель экологии:

- Эти сведения из энциклопедии, а мы с вами являемся свидетелями тех событий, которые происходят в биосфере сегодня.

 (Далее сообщения учащихся о катастрофических событиях конца ХХ -  начала ХХI вв.)

Задание на дом: § 5.1. Задания после § 5.1ля нее.  иклонов, то ни одна страна не превзошла по их количеству Бангладеш: 1963, 1965, 1970, 1977, 1991, 1993,1998

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter