Конспект урока: Основные образы «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин. 5 класс

Цели урока: проверить знания учащихся текста произведения, умение составлять цитатный план; развивать умение видеть достоинства и недостатки в характере героев; способствовать развитию мышления и познавательной активности учащихся; воспитывать в детях высокие нравственные качества.

Ход урока:
1.  Вступительное слово учителя

Ребята, мы прочитали с вами великолепную сказку А.С.Пушкина «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», просмотрели фильм. Теперь  должны подвести  итог работы над произведением.  А вы должны показать свои навыки в составлении  цитатного плана, в умении характеризовать  героев, давать оценку их поступкам.

Мы должны понять, что поэт прославляет в сказке, а что осуждает и какой нам дает «намек» и «урок».

2.  Проверка  домашнего задания

 Два  ученика написали на доске два плана к сказке.

Первый план :

«Царь женился на другой»

Второй план такой:

1. Приезд царя и смерть царицы

2. Разговор с зеркальцем

3. Злая мачеха

4. Чернавка отвела царевну в лес

5. Царевна  у семи богатырей

6. Чернавка отравила царевну

7. Царевна в гробу

8. Королевич Елисей  спасает царевну

Скажите, ребята, какой план вам больше всего понравился?  Почему?

Вывод: Второй план ближе к тексту и напоминает события сказки.

3. Проверка усвоения произведения.

Проведение деловой игры по тексту произведения.

Учитель задает вопросы, дети ищут в тексте ответы и зачитывают отрывок:

- Как описывает  поэт новую жену царя?

- Какой стала молодая царевна?

- Когда она выросла?

- Как царица разговаривала с зеркальцем?

- Как нужно  читать текст, что передать интонацией?:

« Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:»

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.»

- Куда пришла  царевна, блуждая по лесу?

- Как встретили царевну семь богатырей?

- Как братья относились к царевне, докажите это.

- Почему Чернавке удалось погубить царевну?

- Как Королевич Елисей искал свою невесту?

4. Работа над составлением характеристик царицы и царевны

1. Беседа по содержанию произведения

-  О каких событиях мы узнаем в завязке к сказочной истории?

-   Какой предстает перед нами родная мать царевны?

- Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю  падчерицы, которую хотела бы извести мачеха?

- Что решила сделать мачеха с подросшей падчерицей, почему?

-  Как поступила Чернавка с царевной?

- Что произошло с царевной в дальнейшем?

-  Как относились названные братья к царевне, почему?

-  Почему Чернавке удалось погубить царевну?

-  Как названные братья восприняли гибель сестры, каковы их действия?

-  Как королевич Енисей искал свою невесту?

-  Опишите картину чудесного воскрешения царевны.

-  Чем закончилась сказка?

2. Дается задание по вариантам:

1 вариант готовит характеристику царевны, второй-царицы.

3. Характеристики героям сказки: царевны и царицы.

Выступление 1 группы учащихся:

Царевна умная, добрая, бескорыстная, скромная, кроткая, трудолюбивая, вежливая, доброжелательная.

2 группа учащихся:

Царица красивая, умная, но злая, завистливая, гордая и своенравная, ленивая, грубая, жестоко-сердечная.

5. Подведение итогов:

- Какие качества вы считаете положительными, а какие отрицательными?

- Чему учит нас сказка?

- Кто из героев особенно понравился и почему?

- Что поэт прославляет в сказке, а что осуждает?

- Какое настроение вызвала у вас сказка?

6.  Домашнее задание

1. Прочитать статью о сказках  А.С.Пушкина и пересказать ее.

2. Подготовить рассказ  по  иллюстрациям Е.Пашкова

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter