Конспект интегрированного урока 5 класс: «Семья. Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Автор: Филатова Ирина Владимировна, учитель русского языка, ГОУ РК «Специальная (коррекционная)  школа-интернат №7», г. Воркуты, р. Коми

 

Цель урока: Формирование знаний о взаимоотношениях в семье, значении семьи в жизни человека.

Задачи урока:

1. Образовательная: Учить анализировать текстпроизведения, давать адекватную оценку поступкам  героев рассказа.

2. Коррекционно-развивающая: Развивать умение обосновывать свою точку зрения; мыслительную деятельность обучающихся; активизировать активный словарь детей

3. Воспитательная: Воспитывать чувство сопереживания и сострадания к  близким и уважительное отношение к своей семье .

Оборудование: средства ИКТ, раздаточный материал (Приложение №1)

Этап урока,

вид работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.

 

 

2. Вступитель-ное слово учителя. Введение в тему урока

 - Все готовы? Всё в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Тихо сядем и начнем с классом говорить о том…

Краткий пересказ ненецкой  народной  сказки «Кукушка» :

Давным-давно   жила на Севере женщина. Было у неё четверо детей. Тяжело ей было их растить и вести хозяйство одной, ведь  дети ей ничем не помогали. Играли целыми днями, а на просьбы о помощи всегда отвечали отказом: некогда им помогать - играть надо. От тяжёлой жизни тяжело заболела мать. Стала просить воды, но никто из детей  к ней не подошёл. Дети опять были заняты игрой. Превратилась мать в кукушку и улетела от таких детей. Побежали за ней дети, стали прощения просить, но не догнали её. Не захотела мать возвращаться.

 

3. Определение темы, цели и задач урока.

 

- Ребята, о чем шла речь в этой сказке? 

- Очень печально, что дети поздно осознали свою ошибку, когда ничего уже нельзя исправить. К сожалению, не только в сказке, но и в жизни  бывают ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, не помогают им.

      Герои рассказа Валентины Осеевой “Бабка”, о которых мы будем говорить сегодня, спохватились тоже слишком поздно. Сегодня мы  проанализируем этот рассказ, сделаем выводы о том, какими должны быть отношения в семье,как необходимо относиться к свои родным и близким людям.

- Об отношениях между родителями и их детьми.

- О заботливом отношении членов семьи друг к другу.

4. Беседа о семейных отношениях.

 

 

 

5. Задание «Назови одним словом»

 

6.Коррекцион-ное упражнение

«Убери лишнее»

- Ребята, что вы понимаете под словом « семья»?

Семья - это  маленькое общество, основанное на браке отца, матери  и их детей, которые ведут общее хозяйство, живут общей жизнью ,любят и заботятся друг о друге.

- А кого мы называем  «роднёй»? 

- Кого мы называем бабушкой?   А дедушкой? Тётей, дядей? 

- Сегодня мы говорим об отношениях в семье. Отгадайте кому из членов семьи подходит это описание?

 

Родные, члены семьиэто мама, папа, бабушка, дедушка, брат, подруга, сестра, дядя, тетя, соседка, племянник, невестка, зять.

Ответы детей.

 

 

 

 

Бабушка – мать отца или матери. И т.д.

 

 

 

 

Самостоятельная работа по карточкам

(Приложение №1),

самопроверка

6. Работа по содержанию текста

 

 

 

 

 

 

 

-  Итак, ребята, давайте вспомним содержание рассказа “Бабка” (краткий пересказ).

1. Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой рассказа?

2. О ком,  кроме  бабки,  идет речь в рассказе?

3. Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе?

4. Почему вы так считаете?

5. О чём свидетельствуют морщины? 

6. Как называли её в семье?

7. А теперь вспомните имя бабки.

8. Как вы думаете, почему автор не называет бабушку по имени?

 

Ответы по тексту

 

 

 

 

Много морщин.

О нужде, о тяжёлой  доле

Бабка, мамаша, старушенция.

Нет имени.

Ответы детей.

7.  Работа по содержанию рассказа

- Ребята, давайте вспомним отношение к бабке её домашних.

- Почему  бабка всех раздражала своим присутствием?

- Может ли вызывать раздражение старый человек?

- Какие домашние обязанности выполняла бабка?

- Кто ей помогал?

- Расскажите, пожалуйста, как распределены обязанности в вашей семье

- Кем приходится бабке Борька?

- Оцените отношение Борьки к бабке. Найдите подтверждение в тексте- Кому  не понравилось отношение Борьки к бабке? Почему?

- Когда Борька стал задумываться над словами товарища?

-  О чём задумался Борька после разговора с ним?

- С каким вопросом он обращался к бабке?

- С какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слов

– Поняли ли его родители?

 - К сожалению, родители не разделили его мнения (зачитать бабкины слова из рассказа).

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Внук.

Груб, неласков

У них в семье по-другому.

 

Борька понял, что к бабке нужно относится  по –другому.

 

Мы тебя обижаем?

 

Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…Нет.

  1. Физминутка

 

 

  1. Анализ заключительной части рассказа.

К сожалению, конец рассказа печален.

- Какое наследство оставила бабка? 

- Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой.

- Почему мать низко наклонилась над сундуком?

-  А  почему отец отвернулся?

Шкатулку.

 

 

Заплакала

 

Ему стало стыдно.

- Ребята, почему  родители чувствуют вину перед бабкой?

-  Ребята, почему идет Борька  уходит из  дома?

-  Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет взаимопонимания?  Можно ли назвать эту семью дружной?

- Как вы понимаете заключительное  предложение: “Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.- Да, возможно он просил прощения на могиле у бабки. У её последнего пристанища, где её никто не обидит и плакал от отчаянья, что она его не услышит.

- А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

Потому что они ее обижали.

 

Потому что родители не поняли Борьку, ему жалко бабку.

 

 

 

Был на могиле у бабушки, просил прощения.

 

Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение

 

Семья всегда была самым главным в жизни любого человека. В ней родители и дети любят друг друга, боятся огорчить плохим словом или поступком. Ведь самое страшное – потерять любовь и уважение близких.

 

10. Коррекционное упражнение

«Продолжи предложение»

Если б я был идеальным родителем, я бы был  …

Если б я был идеальным ребёнком, я бы   был….

 

 

11. Коррекционное упражнение «Собери пословицу»

Работа с деформированными пословицами: соединить части пословицы в правильном порядке

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

На что и клад, коли в семье лад 

 

12. Итог урока

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

- Как вы поняли, что самое главное на свете для каждого человека?

о любви, доброте, уважении, о том, как важно успеть при жизни попросить прощения за все обиды, о том, как не хватает иногда теплоты, внимания, понимания.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter