Конспект урока чтения 5 класс: Серая шейка. Мамин-Сибиряк Д.

Автор: Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения, МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIIIвида» г. Перми.

 

Разработка соответствует требованиям программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, выполнена по учебнику 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор-составитель З.Ф. Малышева

Цель урока:

Знакомство со 2-ой частью сказки «Серая Шейка» по Д. Мамину-Сибиряку (чтение, понимание и взаимосвязь 1-ой и 2-ой ч.).

Задачи урока:

1. Коррекционно-образовательные:

- При знакомстве с художественным произведением русского писателя совершенствовать технику чтения, умения работать с текстом..

- Вырабатывать умения давать полные ответы на вопросы, давать элементарную оценку героям, определять черты характера персонажей, выказывать собственное отношение к героям.

- Учить находить в тексте описание природного пейзажа и понимать средства языковой выразительности.

2. Коррекционно-развивающие:

- Обогащать и активизировать словарь учащихся, расширять объём эмоционально-оценочной лексики.

- Развивать и корректировать восприятие учащихся.

- Развивать устную речь учащихся, умения вести диалог..

- Учить анализировать, сопоставлять, делать выводы по прочитанному.

3. Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать интерес к чтению.

- На примере событий и персонажей воспитывать положительные нравственные качества личности (сопереживание, желание помочь беззащитным).

- Воспитывать уважение друг к другу (умения выслушивать мнения других).

 

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, приветствие.

2. Сообщение темы урока (чем сегодня будем заниматься на занятии).

- Сегодня мы продолжим с вами после проверки домашнего задания знакомиться с последними событиями и новыми героями сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

3. Работа с домашним заданием.

- Как называется сказка, которую мы с вами начали читать на предыдущем занятии?

- Что вам было задано на дом? (чтение 1-ой части, ответы на вопросы).

Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

- Объясните, почему сказка названа «Серая Шейка»?

- Кто такая Серая Шейка?

- В какое время года происходит история с уткой?

- Почему мы так решили?

- Найдите в 1-ой части описание изменений в природе поздней осенью.

- Найдите описание реки.

Словарная работа: СОННАЯ РЕКА (как вы понимаете?).

- Как птицы готовились к отлету? (найти в тексте 1-ой части).

- Почему Серая Шейка не готовилась лететь вместе со всеми? (найти строки в тексте).

- Почему у Серая Шейка плакала? Что её ожидало?

Словарная работа:

- Утке Серой Шейке предстояло остаться одной. В русском языке есть слово, которое обозначает чувство, когда кто-нибудь остается один – ОДИНОЧЕСТВО.

А если кто-нибудь остается в одиночестве, то он становится БЕЗЗАЩИТНЫМ.

Серая Шейка оставалась беззащитной. И это понимала старая утка.

- Найдите в тексте строки, которые подтверждают, что старая утка переживала за Серую Шейку, что та останется в одиночестве и совсем беззащитной.

- Что старая утка посоветовала Серой Шейке?

- Найдите в тексте абзац, который начинается словами: «Серая Шейка осталась на реке одна…».

- Что подумала Серая Шейка, оставшись одна?  Почему она так подумала?

- Как вы думаете, очень ли стало страшно Серой Шейке, когда она осталась одна? Боялась ли она?

Словарная работа:

- Когда кому-то очень страшно, или кто-то бывает чем-нибудь напуган, то говорят «душа в пятки ушла».

4. Чтение 2-ой части сказки.

Вопросы после прочтения:

- Как жилось Серой шейке одной?

- Куда от скуки отправилась Серая Шейка?

- С кем в лесу познакомилась Серая Шейка?

- Как произошло знакомство с зайцем?

- Что рассказал заяц о своей жизни?

- Был ли заяц таким же беззащитным, как и Серая Шейка?

- Что рассказал заяц о своих врагах и страхах? Что сказал о лисе?

Прочитаем последний абзац текста второй части, где описывается, что происходило в природе в последующие дни.

Словарная работа:

- Найдите строки в тексте, где встречаются слова: сонная река, одиночество, беззащитная, душа в пятки ушла.

5. Итог урока.

- Какие чувства, и какое настроение создается у нас после прочтения двух частей сказки «Серая Шейка»?

6. Домашнее задание. Читать 2-ую часть, отвечать на вопросы.

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter