Конспект урока: И.А. Крылов «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» 5 класс

К конспекту прилагается презентация

Цели и задачи урока:

- обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях И. А. Крылова, полученные в начальной школе;

- углубить знания о жанре басни;

- стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность пятиклассников;

- обучение проектной деятельности;

- формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте; формирование практического навыка поиска информации в сети Интернет;

- развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

- развивать творческие способности обучающихся через инсценирование басен;

- формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;

- воспитывать доброту, честность, справедливость.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Образовательные технологии:  компьютерная презентация к уроку; защита проекта «Избранные басни И. А. Крылова. Электронное пособие».

Тип проекта – информационный.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление целей урока.

Учитель. В 2009 году 15 февраля исполняется 240 лет со дня рождения И. А. Крылова, великого русского баснописца. К юбилейной дате мы подготовили электронное пособие «Избранные басни И. А. Крылова», материалы которого можно использовать как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Над созданием электронного пособия работали: группы «Биографы», «Теоретики-лингвисты», «Критики-актеры», «Художники».  Сегодня они готовы представить и защитить свой проект.

II. Актуализация знаний. Представление проекта-презентации.

Учитель: Каким человеком был И. А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня?

Ответы на эти и другие вопросы нам дадут «Биографы».

(Группа представляет созданные слайды и рассказывает о жизни Крылова)

1. Слайд №5. Начнем с портрета. Художник К. Брюллов изобразил баснописца сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

Слайд №6. Родословная Крылова.

Слайды №7, 8. Из биографии. В Санкт-Петербурге.

Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени.

Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец. Ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

Слайд №9. И. А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.

Слайд №10. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

Учитель. На предыдущем уроке вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра?  (Слайд №11). В России басни также писали М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер (Слайд 12). Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И. А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова? ( Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас  знанием русского языка. В. Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым»).

2. Об особенностях басни  как жанра и языке нам расскажут «Теоретики-лингвисты». (Слайд №13)

Мы нашли высказывание Н. В. Гоголя, который сказал о баснях Крылова так: « Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например: (демонстрируются слайды №14 - 17 с афоризмами из басен).

3. Представление басен Крылова «Волк на псарне». (Группа исследователей-актеров читает басню и объясняет ее смысл)

Слайды №18 – 21. В  басне «Волк на псарне» выражено патриотическое чувство, готовность народа бороться с напавшим на родину врагом. Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. В описании псарни передана картина общенародного движения, борьбы с врагом. В то же время Автор показывает злобную коварность Волка-Наполеона, понявшего, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает он мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего-Кутузова полон достоинства и мужества.

4. Слайд №22. «Свинья под Дубом». Инсценирование басни и объяснение ее морали. В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.

5.  Слайд №23. Инсценирование басни «Ворона и Лисица» и сравнение ее с басней Эзопа.

В этой басне высмеиваются лесть и тщеславие, глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной.

6. Басни Крылова иллюстрировали многие художники. В пособии использованы иллюстрации Г. Куприянова, А. Лаптева, М. Алексеева, Е. Рачёва. Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова.  (Слайд №24).

III. "Своя игра".  На обсуждение вопроса – 30 секунд. Если группа отвечает неверно, право ответа переходит к другой группе.

IV. Итог урока. Чему учат басни Крылова?

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше, а подготовленный проект электронного пособия принесет пользу и младшим школьникам.

Мы не прощаемся с Крыловым. В 6-м и 8-м классе вы встретитесь с ним вновь,  и тогда проект можно продолжить, дополнив его новыми произведениями баснописца.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter