Конспект урока: Этот удивительный и неожиданный талант - Н. В. Гоголь!

Цель урока: развитие умений выделять частное из общего

Задачи: обобщить знания по изученному тексту Н. В. Гоголя, его биографии;

- выяснить, в чем заключается многогранность таланта писателя.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Вид урока: практикум с использованием технологии развития критического мышления с выходом на творческую работу.

Форма урока: урок–проектирование.

Эпиграф к уроку:

 «Ты был для нас источник многоводный,

И мы к тебе пришли теперь опять…»  Саша Черный

 

Ход урока

Организационный момент

- Прошу занять места согласно приглашениям на ваших столах. Приготовьте учебники, тетради, простые карандаши. 

Вводная беседа

-Ребята, вы любите рисовать или чертить?

-Я предлагаю каждому из вас попробовать себя в роли архитектора. А кто такой архитектор?

(Архитектор - специалист, занимающийся проектированием и строением сооружений.)

-Итак, мы будем проектировать. Что это значит?

-Мы предложим скульптору, создающему памятник великому русскому писателю Н. В. Гоголю, свой проект, который будет называться «Этот удивительный и неожиданный талант - Н. В. Гоголь!»

-Напоминаю, все фрагменты памятника должны соответствовать его названию. Задача непростая, но выполнимая. 

Обобщение материала

1.Уточнение условий работы

-Первый этап вашей работы называется «Создание банка идей» Вы работаете в группах. Секретарь, выбранный вами, знаками, ключевыми словами фиксирует ваши идеи, доказывающие, в чем мастерство Гоголя..

2. Обсуждение идей в группах      

3. Создание банка идей

-Что у вас получилось? Какие идеи вы хотите выдвинуть? (На доске выполняется запись)

Н. В. Гоголь -

1)великолепный пейзажист;

2)мастер пейзажа;

3)тонкий психолог;

4)художник бытового и фантастического сюжета;

5)певец Малороссии, этнограф,

6)историк;

7)сатирик;

8)юморист.

4.Обсуждение идей

-  Найдите и зачитайте эпизод в тексте, доказывающий, что Н. В. Гоголь - мастер пейзажа.

- При помощи каких изобразительных средств писатель достигает яркого описания зимней ночи?

- Чей портрет мы чаще других видим на страницах повести?

- Послушайте фрагмент повести, в котором воспевается красота Оксаны, докажите, что он не единственный.

- Что привело вас к мысли, что Гоголь - психолог? (Рисует характеры героев и их чувства.)

- В каких ситуациях особенно ярко переданы чувства Вакулы?

- В повести в изображении событий параллельно раскрываются два плана: один бытовой, другой – фантастический. Какие события вы отнесете  к бытовому миру, а какие – к фантастическому?

- Назовите традиции и обычаи славян, воссозданные в повести «Ночь перед Рождеством», утверждающие, что Гоголь - великий этнограф.                

- Существует утверждение, что Гоголь, как историк, стоял на целую голову выше своих университетских коллег. Как на примере повести «Ночь перед Рождеством» мы можем убедиться в этом?

- Слово запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Гоголь в этой сцене?

- Кого еще из героев повести автор характеризует в сатирических тонах?

- Представьте свои работы, изображающие юмористические сцены повести. Как вы думаете, смех Гоголя злой, добродушный, ехидный или добрый?

5.Воплощение идей

Попытайтесь воплотить любую из идей на бумаге

Итог

- Представление работ

- Обсуждение эпиграфа

- Выставление оценок

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter