Конспект урока изо 8 класс: Романский и готический стиль в архитектуре

Цели и задачи урока:

Открыть учащимся видение гармонии и красоты в романском и готическом архитектурных стилях.

Воспитать у учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.

Продолжить развивать творческую и познавательную  активность, ассоциативно-образное мышление, пространственное мышление.

Оборудование: слайды архитектурных строений в романском и готическом стиле; тест «Романский и готический стиль в архитектуре»; приложения «Строения в романском и готическом стиле»

Ход урока

I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с какой архитектурой? (античности – Др. Греции, Др. Рима)

Что такое архитектура?

Сегодня на уроке мы «переходим» в эпоху Средневековья и поговорим о романской и готической архитектуре, познакомимся с историей возникновения этих стилей и их отличительными особенностями. А в конце урока выполним тест «Романский и готический стиль в архитектуре». Запишите тему урока в тетрадях.

Стиль каждой эпохи неповторим. Древние говорили: «Нельзя дважды войти в одну и туже воду». Так же дважды нельзя в различные времена повторить один и тот же стиль.

III. Беседа об особенностях романского и готического стилей.

1) РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - слово произошло от латинского romanus - римский. Он развивался в западноевропейском искусстве Х-ХIIвв. Наиболее полно он выразился в архитектуре.

Почему именно в 10-12 век? (В X-XI веках в Западной Европе господствовали войны между феодалами, ссоры императоров с римскими папами, первые крестовые походы)

Как эти исторические условия отразились на архитектуре?

В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом был окружен рвом, каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками.

(Приложение 1. Строение храма в романском стиле)

Итак, основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом становится башня. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

Почему храмы тоже напоминали замки? (храмы нередко служили убежищем для населения округи в это неспокойное время. Поэтому в них господствовал полумрак. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. Отсюда название стиля…Романский стиль)

Так как в это время в основном строили храмы, строители романской эпохи решили, что в плане он должен иметь форму креста. Римские папы и императоры приказывали возводить храмы при взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу церкви, Бога, доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество.

Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению.

Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд 1. Норманнская крепость, строители неизвестны, X-XI вв., север Франции

Слайд 2. Замок Сюлли, строители неизвестны X-XI вв., Франция

Слайд 3. Замок Стерлинг, строители неизвестны, XI-XII вв., Шотландия

Слайд 4. Крепость Конкистадоров, X-XI вв., Германия

Слайд 5. Замок Лидс, строители неизвестны, XI-XII вв., Англия

Слайд 6. Соборный ансамбль в Пизе. Италия. Достраивался в 14 в.

Немного подробнее расскажу о Пизанской башне.

Вот уже более 8 веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом». Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Строили тогда медленно, и собор возводили 55 лет. Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики.

И вот в 1173 году под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. Мастер прекратил работу и... исчез из города. Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли, и к 1233 году было построено всего четыре этажа. Лишь через сто лет после начала строительства, в 1275 году, городские власти нашли смельчака, который рискнул продолжить возведение колокольни. Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить башню еще на пять этажей. Но она продолжала «падать». Увенчать все сооружение колокольней Дж. ди Симони не решился. Поэтому, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. В 1350 году, когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши.

Много раз предпринимались попытки спасти башню. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню по 294 ступеням. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Днем и ночью 100 автоматических фото- и киноаппаратов нацелены на башню, поджидая ее падения. Уже подсчитали, что если ничего не будет предпринято, то в ближайшие 50 лет башня потеряет стабильность и упадет. А ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, связанные с законом свободного падения тел, великий Галилео Галилей...

2) Шли годы. Менялось время, власть европейских монархов стала сильной. Закончились бесконечные войны между феодалами. Многие города освободились от власти сеньоров.

На смену романскому искусству приходит готическое. От итальянского gotico - готский, варварский. Стиль в западноевропейском искусстве ХII-ХV вв.

В каждом городе рядом с рыночной площадью высилась главная городская церковь – собор, обычно самое красивое здание. Нередко он мог вместить всех горожан, но теперь не для того чтобы укрыться от оврагов. В соборе проводили церковную службу, устраивали собрания, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе среди его красоты и величая человек, проникался ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.

(Приложение 2. Строение храма в готическом стиле)

Итак, ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево. Готический собор символизировал порыв к небу, поэтому шатровые крыши и шпили вонзались в небо. Самым характерным мотивом готической архитектуре стала стрельчатая арка, которая как бы вытягивает здание к небесам. Сотни статуй, наряду с оконными арками украшали фасады. Еще более сильное впечатление производили готические храмы внутри. Сквозь огромные окна лился свет, делавший собор воздушным.

Как думаете почему? (этому способствовали витражи)

Витражи – картины, собранные из разноцветных кусочков стекла. В солнечный день луч солнца, светивший сквозь такие витражи, расписывал яркими бликами пол, стены, воздух в храме.

Такие громоздкие сооружения строились десятилетиями, могли достраиваться по мере поступления средств через века. Но лучшие из готических храмов потрясают своей стройностью и соразмерностью.

И вновь памятники готического искусства рассеяны по всей Западной Европе, но больше всего их во Франции. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд 7. Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века. Францию считают родиной готических соборов. Величайшее сооружение рапной готики — собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 г.; достраивался до 14 в.), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены.

Известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Похожий на корабль остров посреди Сены завоевывали римляне, на него обрушивались полчища гуннов, грабили его норманны и другие пришельцы. Но вопреки превратностям судьбы он продолжал плавание по векам истории. Недаром герб Парижа — корабль, плывущий по волнам, а девиз — «Его качает, но он не тонет». Многие гости Парижа начинают знакомство с городом с Сите. Ведь именно здесь находятся и ажурная часовня Сент-Шапель, и мрачный замок — бывшая тюрьма Консьержери, и знаменитый Собор Парижской Богоматери... Описать Нотр-Дам де Пари лучше, чем это сделал Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери», — невозможно. Огромное здание собора стоит на площади рядом со старинными домами и угрюмым, словно изборожденным морщинами парижским госпиталем. На этой площади танцевала цыганка Эсмеральда с козочкой; по химерам собора карабкался Квазимодо. По соборной площади шествовали когда-то короли и королевы Франции, по ней чеканил шаг Наполеон, чтобы под готическими сводами Нотр-Дам де Пари быть провозглашенным императором. Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Это место с древности считалось священным, и позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога.

Собор должен был вмещать в себя всех жителей города — 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более 150 лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам.

Слайд 11, 12. В рамы витражей вставлены цветные стекла. Рассеянный свет, проникающий через витражи, льется на статуи мужчин, женщин, детей, королей, епископов, воинов, стоящие во весь рост, коленопреклоненные, конные, из мрамора, серебра и даже восковые... Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Солнечный свет заставляет играть стекла всеми цветами радуги и делает витражи похожими на огромные самоцветы. Собор напоминает крест, на котором был распят Иисус Христос.

К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Ему угрожало полное разрушение.

В 1845 году было принято правительственное решение и началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.

Слайд 8. Собор Нотр-Дам в Реймсе,1211 - достр до XVв., Франция, Реймс Реймсский собор (заложен в 1211 г., закопчен в 15 в.) — место коронования французских королей — воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм 150 м длины с высокими 80 м башнями — одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры. Многочисленные скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в праздник площадь.                          

Слайд 9. Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв., Франция, Амьен В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет готической архитектуры Франции. В то время как Реймсский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор восхищает своим интерьером — легким, огромным, свободным внутренним пространством. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным.

Слайд 10. Кельнский собор (1248— 1880) построен по типу Амьенского. Однако он отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в.

IV. Закрепление.       

В чем отличие романского стиля от готического?

Назовите основные постройки этого времени.

А сейчас проведем тест «Романский и готический стиль в архитектуре». Приготовьте листочки и подпишите фамилию.    

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!                          

Метки к статье: конспект урока, Изо, 8 класс

Добавить комментарий
Mail.ru counter