Конспект урока ИЗО для 8 класса "Искусство шрифта"

Буква, как изобразительно-смысловой символ звука

Письменность, как и звуковая речь, есть средство общения между людьми и служит для передачи мысли на расстояние и закрепление ее во времени. Письменность является частью общей культуры данного народа и частью мировой культуры.

 

На примере нескольких букв – знаков посмотрите эволюцию буквенно-звукового письма.

БуквыБуквы

Как видно из представленной таблицы, буква в своем изначальном начертании имела смысл изобразительный. Первый буквенный алфавит появился около XVI века до н.э. семитские племена, жившие на Синайском полуострове, переняли из египетского письма целый ряд знаков – идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Так возникло первое буквенное письмо.

Финикийцы, восприняв и усовершенствовав его, в свою очередь послужили посредниками в движении буквенно-звукового письма с Юго - Восточного Средиземноморья к грекам, где оно преобразовалось согласно требованиям древнегреческого языка. Таким образом мы видим, что графическая структура букв -  графем (неизменная форма букв, входящих в алфавит), исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается также сходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита.

История развития шрифта

Современный алфавит давно утратил смысл образных ассоциаций, стал условной графической схемой. Рисунок знаков претерпевал изменения во времени. Главными вехами в истории шрифта являются: образования законченной графической формы буквенно-звукового алфавита Древней Греции (IV век до нашей эры), эволюция алфавита римского письма (I век до н.э.), возникновение капитального римского письма и каллиграфии (III-IV век нашей эры), письмо раннего средневековья, готическое письмо,  шрифты антиква ( старинная, переходная – барокко, новая классическая антиква).

Древнерусское письмокириллица. Создателями славянской азбуки были братья – Кирилл и Мефодий, уроженцы г. Солоники в Македонии. Новая азбука передавала все особенности живой речи получила широчайшее распространение не только в церковнославянских книгах, но и в светском, деловом и обычном письме.

Устав – ранняя каллиграфическая форма кириллицы. Буквы имели квадратные пропорции, отличались угловатостью, промежутков между словами не было.

Полуустав – разновидность каллиграфического варианта кирилловского письма текст имеет более светлую картину, буквы круглее и мельче, слова и предложения разделены четкими промежутками. Письмо приобретает заметный наклон.

Скоропись – почти одновременно с полууставом развивается в деловом письме и скоропись. В XVII веке скоропись отличается особой каллиграфичностью и изяществом.

Русская вязь – особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV века главным образом для выделения заглавий. Выполненные золотом или киноварью они несли особую художественно-декоративную нагрузку в различных памятниках письменности.

Гражданский петровский шрифт - появляется в начале XVIII века, с ним распространяется грамотность и просвещение . Удобочитаемость его намного повысилась.

Задание на урок

Выясняя основные требования к изображению шрифтов, говоря о полиграфическом дизайне, как особом виде искусства, надо сказать об органической связи рисунка букв с содержанием текста, образностью шрифта.

Работая над созданием полиграфического макета, нужно использовать такой шрифт, чтобы само его начертание говорило уже о теме выполняемого макета. Например, работая над заданием создание визитки профессионала, необходимо продумать и исполнить шрифт «говорящий» уже своим начертанием о профессии человека.

Также необходимо сделать смысловой акцент в шрифтовой композиции макета визитки на имени, фамилии укрупнив или утолщив буквы этой строки.

Удобочитаемость немаловажная составляющая любого полиграфического объекта, поэтому ясность, простота графических форм букв, даже с использованием «образного» рисунка букв.

Ритмичность в построении композиции визитки может заключаться как в использовании вставок – рисунков, фотографий, так и в использовании строк шрифта – мелкого или крупного, с измененными графичной образностью словами или строками.

Немаловажную роль имеет целостность композиции, слаженность построения всей визитки. Для чего можно применять не только все перечисленные приемы, но и использовать рамки, виньетки и прочие композиционные приемы, дополняющие рисунок макета, а затем и оформление полиграфического объекта.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!