Конспект урока: Жанры в изобразительном искусстве

Цель: систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства

Задачи: Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи.

- Развивать творческое восприятие художественного произведения, формировать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: репродукция картины разных жанров.

Ход урока

 

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. 

2. Сообщение темы урока. Беседа с записью в тетрадь.

Сегодня мы поговорим о видах и жанрах искусства. Будем записывать в тетрадь и делать небольшие зарисовки.

Что такое вид искусства?

(Вид искусства – различные произведения, которые можно объединить по какому-то главному и общему для всех них признаку)

Какие виды искусства вы знаете?

Живопись - это произведения написаны красками.

Графика - это произведения выполненные на бумаге графическими средствами: карандашом, мелом, углем, сепией.

Скульптура - это произведения, сделанные из камня, металла можно рассматривать со всех сторон. Скульптуру можно еще лепить из глины и пластилина.

Архитектуры - конструктивное искусство.

Декоративно-прикладное искусство - практические вещи, обладающие эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой.

Жанр искусства - общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу.

Различные жанры возникали в разное время.

Древнейший – анималистический (от франц. Animale– животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. Анималистический жанр- изображение животных.

Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий назад.

Портрет - один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: парадный, групповой, камерный.

Какие разновидности портрета вы знаете? (одиночный, погрудный, поясной, в полный рост, автопортрет)

АВТОПОРТРЕТ — портрет, написанный с самого себя.

Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XVII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как «мертвая натура», натюрморт рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы- цветах, плодах, дарах моря и т.д.

В каких видах изобразительного искусства можно увидеть натюрморт? В живописи, графике, скульптуре.

Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: городской, сельский, марина (от итал. мarina- морской). Как вы уже поняли, пейзаж- это изображение природы.

Родина бытового жанра, как и натюрморта,- Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие- либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

БАТАЛЬНЫЙ — посвященный изображению войны и военной жизни.

Когда художник изображает сюжет из библии или историю библии, то его картины можно отнести к библейскому жанру или мифологическому.

КАРИКАТУРА — жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, художественной гиперболы; изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт.

В XVI веке теоретики академического искусства разделили жанры на «высокий» и «низкий» в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX веков. «Высоким» считались исторический (героический) и мифологический, библейский жанры, «низким»- портрет (за исключением парадного), пейзаж, натюрморт. В Голландии XVII века, напротив, «низкие» жанры- пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки- оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех.

3. Практическая работа. Проиллюстрировать в тетради раздел «Жанры в изобразительном искусстве», т. е. зарисовать изученные жанры.

4. Итог урока. Домашнее задание: подготовить сообщение о любом жанре искусства.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, ИЗО, 6 класс

Добавить комментарий
Mail.ru counter