Конспект урока: Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла

Цели: Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы;

Формировать умение выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объём предмета;

Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию;

Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству; чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Ход урока

I. Организационный момент. 

II. Постановка темы урока.

- Сегодня наш урок посвящён изучению творчества народных мастеров хохломской росписи.

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

- Мы познакомимся с историей промысла и произведениями этого искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

III. Вводная беседа.

В каждом доме есть посуда, которая сделана из разных материалов (фарфора, фаянса, стекла, металла, пластмасса).

А из чего была сделана посуда крестьян? (дерево, глина)

Почему?

- Нужна ли посуде красота?

Слайд 1. Вы видите изделия, расписанные ярким нарядным узором. Такие узоры называются Хохломская роспись. Это русское народное искусство. Оно возникло в селе Хохлома много-много лет назад. Сюда свозились на продажу выточенные на токарном станке чаши, удобные для хранения в них муки, соли и крупы, обеденные миски, ковши.

Слайд 2. Название "золотая хохлома" - очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, Эта роспись родилась в Нижегородском крае в конце XVII века. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом.

Слайд 3.

- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Разное рассказывают старики.

Говорят, будто давным-давно жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Это, конечно легенда, сказка. Но не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота! (Слайд 4)

- Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

- Какие чувства вызывают эти предметы?

- Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. А эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов, благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи без использования драгоценного металла.

- В чем же состоял секрет получения золотой посуды на дереве?

Слайд 4. Процесс изготовления хохломских изделий.

- Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками, в основном красной и черной. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270-300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Отсюда и возникло словосочетание «Золотая Хохлома». (Слайд 5)

Слайд 5. - Давайте внимательно рассмотрим изделия Хохломских мастеров и сравним их с другими предметами.

- Какие основные цвета в росписи? (красный, черный, зеленый, желтый, золотистый)

- Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный - торжественность)

- Какой орнамент лежит в основе росписи? (растительный)

Слайд 6. Хохломская роспись делится на два основных вида: “верховое” письмо и “фоновое”.

Слайд 7. Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. К «верховому письму» относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок». Оба эти типа основываются главным образом на применении растительных мотивов.

Слайд 8. Особенность «фоновой» росписи или росписи «под фон» заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивается в какой – либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотых силуэтов.

Слайд 9. Главные элементы хохломской росписи - “осочки”, “травинки”, “капельки”, “усики”, “завитки”, “кустики”. Могут дополнить травную роспись “ягодки”. Используются “цветы”, “листья”.

- Самый любимый у художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки. Рассмотрим простейшие приёмы выполнения хохломской травки.

Слайд 10. Рассмотрим простейшие приёмы выполнения ягодки. Можно нарисовать малинку, брусничку, клубничку, смородинку, рябинку. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку, скрученную из плотной ткани. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью по часовой стрелке. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Рассмотрим простейшие приёмы выполнения  листочка. Это чаще всего стилизованный лист смородины.

- Из таких элементов можно составить узор.

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор на посуде. Выбор чаши, тарелки.

4. Самостоятельная работа учащихся с опорой на таблицу.

Выставка готовых работ матеров.

Выполните рисунок самостоятельно.

5. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

- С каким художественным промыслом вы познакомились сегодня?

- Какие основные элементы хохломской росписи мы сегодня учились рисовать?

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, изо, 5 класс

Добавить комментарий
Mail.ru counter