Конспект урока: Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка.

Цель: Познакомить учащихся с предметами народного быта.

Оборудование для детей: бумага, картон, ножницы, клей, тушь, кисти или восковые мелки, акварель.

Оборудование для учителя: слайды и фотографии "Русские прялки" (рисунки), таблица символов в народном орнаменте, музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подведение к теме урока Слайд 1.

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Горит лучина перед ней...

"Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком..." писал А.С. Пушкин

III. Объявление темы урока. Беседа

Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопаске, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получалась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушки начинали уже с 6-8 лет.

Чтобы уберечь руки пряхи от злых сил и обеспечить создание вещи-оберега, прялку и веретено украшали большим количеством солярных знаков. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали резьбой и росписью. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия мастера не знала границ. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

С прялками девушки ходили на посиделки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. "Непряха", "неткаха" - это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. "Непряхе" здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив "урока", считалось немыслимым делом.

Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялок, свои приемы украшения.

Слайд 2. а) Резные прялки русского Севера как бы отразили в себе покой и величественность северной природы. Сказались на их строении и характерные черты зодчества этого края, края потомственных плотников, где возводились деревянные храмы и колокольни, удивляющие нас гармонией пропорций. Северная прялка вся, вместе с донцем, вырублена из целого дерева с корнем. Отсюда ее название - копыльная. Вся поверхность прялки украшена резьбой и росписью. В узоре круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии и другие символы солнца, звезд, земли и водной стихии.

б) В селах, разбросанных по берегам северных рек - Северной Двины и Мезени, прялки украшались уже не резьбой, а графическими росписями, т.е. Очерчивали контур изображения, а затем его раскрашивали. Северодвинская прялка по форме близка резным северным прялкам, но в украшениях поверхности резьбу сменило многоцветье росписи. Лопаску и ножку с обеих сторон покрывает растительный узор из веточек с ягодами, листиками и широко раскрытыми чашечками цветов. Роспись выполнена на светлом фоне. В причудливом узорочье как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, и семейное чаепитие. А над всеми героями сценок парит легендарная птица счастья - Сирин.

Слайд 4. в) Мезенские росписи прялок считаются наиболее архаичными среди остальных. Росписи Мезени кажутся строгими и сдержанно-суровыми. На золотисто-желтом фоне разворачиваются ряды одинаково нарисованных ритмично бегущих животных. Сама фигура обозначена красно - коричневой краской. Как бы небрежно разбросанные вокруг мелкие спиральки, черточки, звездочки, кружочки усиливают впечатление движения. Жители Мезени занимались птицеловством, разведением оленей и выращиванием лошадей. Поэтому неудивительно, что изображения коней, оленей, птиц наиболее популярны у мезенских мастеров.

Слайд 5. г) В прялках Верхнего и Среднего Поволжья нас покоряет легкость и стройность силуэта, ювелирная изысканность украшений. Известны два вида прялок: прялки-"башенки", прялки-"терема". Волжане издавна слыли великими резчиками. Традиции домовой деревянной резьбы, черты архитектуры колоколен и шатровых храмов этого края - все это отразилось в волжских прялках.

Слайд 6. Иногда всю лопасть занимало изображение древа жизни, произраставшего из нижнего мира в верхний, солнечный мир.

IV. Постановка задачи перед учащимися

Выполнить эскиз прялки, используя те знания, что вы получили. Форму прялки (лопаску) можно вырезать, свернув лист пополам. В работе можно использовать различную технику (гуашь, акварель, восковые мелки и т. д.).

V. Практическая работа

VI. Окончание урока. Просмотр. Обсуждение

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!