Конспект урока: Русский народный костюм. Платок.

Задачи: Дать сведения о ритме, композиции в квадрате, умение подбирать гармонично сочетающиеся цвета, совершенствовать умение быстро мазками рисовать цветы, прививать любовь к народному творчеству.

Зрительный ряд: павлово-посадские платки; схемы узора платков; выставка детских работ.

Ход урока.

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

Неотъемлемой частью русского народного костюма был головной убор.

Какие головные уборы вы знаете? (кокошник, кичка, платок и др.)

– Как вы думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок?

Платок может подчеркнуть красоту женщины, а может и не соответствовать тонкой красоте.

Например: если на голове старушки яркий, броский платок, то он еще сильнее подчеркнет возраст, старость, усилит бледность лица, обострит морщинки. А темный платок приглушит молодость и красоту молодой девушки или женщины.

Есть платки праздничные, будничные и скорбные…

– Какой платок можно назвать праздничным? (красивый, яркий, броский и др.).

– Какой платок можно носить в будни? (простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный).

– Какой платок ближе женщине, когда у нее горе? (темный, черный).

– Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст.

– Как вы думаете, где делают такие красивые платки? (на фабрике).

2. Сообщение темы урока. Беседа по теме.

Сегодня мы будем украшать платок. А сейчас я вам расскажу о том, где и как делают такие замечательные платки.

История возникновения художественной росписи ткани связана со старинным обрядом покрывать голову убрусами (полотенцами). Сведения об этом сохранились в письменных памятниках начиная с XIIв. Ими покрывали голову на головной убор. В XIXв. платками начинают покрывать головы прямо на волосы.

Ткали платки на простых домашних станках. Украшали их узорными ткаными полосами, вышивками, набивными печатными узорами. Один из древнейших видов художественной росписи тканей — набойка (набивка). Русские набивные платки XVI— XVIIIвв. печатались по грубому крестьянскому холсту черной или красной масляной краской и имели монохромные, плоскостнорешенные узоры.

Со второй половины 50-х годов развивается искусство украшения текстильных изделий способом фотопечати.

Наиболее крупными и известными центрами производства платков и шалей в течение XIXв. были Москва и Павловский Посад и до сих пор. Итак, Недалеко от Москвы есть старинный город Павловский Посад. Этот город знаменит тем, что издавна делают здесь удивительной красоты платки. Славу павловопосадской набойке принесли платки ручной работы, которые привлекают яркостью красок, изяществом и красотой узоров.

Для них характерен традиционный русский орнамент: розы и маки, лилии и гладиолусы, незабудки и подснежники, ромашки и ландыши естественных цветов, зеленые листья.

Наиболее типичный рисунок — красные розы крупных форм и ярких тонов сосредоточены по углам платка, а посередине разбросаны мелкие цветы и бутоны. Краски орнамента ярко выделяются на черном или другом фоне. Многие платки имеют названия: «Русская красавица», «Золушка», «Ярославна», «Лебедушка», «Концертный», «Летний вечер», «Майские сумерки».

В старину на Руси самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания.

Нарядный платок сохраняет связь с далеким прошлым. Его носят и сегодня. Павловские платки известны и в других странах, потому что они необыкновенно нарядные, веселые. По черному, красному, зеленому, белому фону словно рассыпаны цветы и листья, а чаще – букеты и даже гирлянды.

Из каких цветов? – роз, георгинов, пионов, лилий, ромашек, колокольчиков. В ярких рисунках иногда сочетается до 40 красок. Такой платок, будто сказочная поляна с цветами. Конечно же питает фантазию художника Матушка Природа. Глаз художника подмечает красоту каждого цветка, лепестка, листика, веточки.

А теперь давайте посмотрим на платок как на цельную, замкнутую композицию. В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов (рассматривание платков симметричных и асимметричных).

– Ребята, смотрите, как бы я схематично представила платок, пользуясь лишь линиями и геометрическими фигурами (вместо букета цветов, листьев, стеблей – схема).

– Понятна ли вам закономерность?

Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы, веточки и цветы, придумывает композицию. Точно так же, как это проделали мы с вами. А потом эту схему заполняет конкретными природными элементами.

– Где же он берет узоры? (ему показывает мать-природа).

3. Практическая работа.

Художник всегда знает, для кого он делает платок, кого он хочет украсить. Работы, выполненные вами, ребята, радуют глаз гармонией цвета, красотой цветов – от них веет свежестью, ощущением легкого ветра или прозрачной волны.

4. Итог урока.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, изо

Добавить комментарий
Mail.ru counter