Конспект урока: Одежда говорит о человеке

Цели урока: Сформировать знания по проблеме единства декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, на строгую регламентацию одежды людей разных сословий в обществе или предназначенной для конкретного случая;

Научить учащихся различать стили разных эпох;

Развивать творческие способности и коммуникативные компетентности через беседу, оценочные суждения и доброжелательное отношение к продукту деятельности других людей;

Продолжить работу по формированию эстетического вкуса учащихся к выбору одежды, аксессуаров; нравственных качеств личности: чувства прекрасного, доброты, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: изображение фигуры человека; слайды костюмы людей разных сословий, профессий.

Материал для работы учащихся: Шаблоны с изображением фигуры человека, альбомный лист, акварель или гуашь, простой карандаш.

Ход урока

I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока.

Посмотрите внимательно на эти рисунки (несколько иллюстраций одежды), попробуйте угадать, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке и тем самым сформулировать тему урока. (Об одежде, интерьере, как можно украсить одежду)

Тема урока будет звучать «Одежда говорит о человеке»

III. Беседа по теме.

Для чего нужна одежда? (Очевидно, что одежда возникла в первую очередь для выполнения защитных функций. Постепенно одежда дифференцировалась по сезонам. Постепенно в различных климатических зонах одежда стала различной по материалу и форме.

Всякая ли одежда бывает нарядной?

- Какие украшения использует человек? (вышивка, ювелирные украшения, декоративные)

- Зачем людям украшения? (Чтобы было уютно, комфортно, красиво, чтобы привлекало окружающих. Чтобы нравилось не только себе, но и другим)

Различие в тканях, покрое, длине и цвете одежды, прическе и украшениях свидетельствует о принадлежности человека к определенной социальной или профессиональной группе. Для работы использовались костюмы из более простых дешевых тканей, для торжеств - более нарядные, дорогие, которые украшались драгоценными камнями.

Уже у древних народов по раскраске и татуировке тела, ожерельям, перьям в прическе можно было узнать положение человека в обществе, т.е. можно было выделить вождя, охотника.

Отличали человека головной убор и прическа. Традиционно, знать носила одежду длиннее, многослойнее, богаче, иногда нового покроя. Неограниченные возможности смены одежды, следования моде имели только представители правящих сословий. Предметы одежды в старину изготавливались сразу в расчете на определенное сословие, из разных материалов и украшений и даже в разных мастерских.

В эпоху Древней Греции цари и богатые люди, а также актеры обували котурны, все остальные сандалии и башмаки. В эпоху Средневековья по одежде можно было легко определить конкретное занятие человека.

Сейчас поиграем в игру «О чем может рассказать костюм», которая поможет сориентироваться в многообразии форм костюмов, в принадлежности их тому или иному хозяину. (краткая характеристика)

Слайды:

1. Фараон. (Символ царской власти — клафт — головной убор, состоящий из большого куска полосатой (синей с золотом) ткани, с лентой и обручем. Золотая подвязанная борода — знак царского достоинства — была только у фараона.

Жена следовала его примеру. Змея-уреус, укус которой приводил к неизбежной смерти, считалась символом неограниченной власти. Вокруг головной повязки обвивалась золотая змея-уреус, причем голова страшной змеи находилась как раз над самым лбом монарха.

Все атрибуты царской власти украшались драгоценными или покрытыми эмалью. Посох, плеть и жезл - символы скотоводства и земледелия, плодородия и творчества.

2. Римлянин (невозможно себе представить ни одного публичного выхода римлянина без тоги)

3. Шотландец (национальной одеждой шотландцев признали юбку в клетку - так называемый килт)

4. Модной деталью женского платья в эпоху готики стал шлейф. Шлейф стал атрибутом придворного обихода, а так же высокий, конусообразный головной убор «эннен»

5. Модный стиль помпадур. Во Франции в XVIII в. законодательницей мод стала маркиза

Помпадур, фаворитка Людовика XIV. Она дала миру платье с более легким силуэтом, "кораблик" в прическе, оттенок цвета между красным и розовым, ближе к красному, атлас - красивую материю, пальто из легких тканей и нарядный фартучек с кружевами. Помпадуром также называли мешочек для рукоделия - дамскую сумочку, и кресло с подлокотниками.

"После нас хоть потоп!" - в этой знаменитой фразе фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур отразилось отношение к миру всего французского первого сословия. Декларируя свое равнодушие к социальным проблемам, элита утопала в бутонах и амурах.

Женские головные уборы Западной Европы в эпоху позднего Средневековья (1 — рогатый чепец в виде «двойной сахарной головы»;); эпоха барокко (3)

Первая половина XVIII века во Франции - золотой век парикмахеров. Тяжеловесные и громоздкие прически требовали особого искусства и ухода, только увеличиваясь в размерах год от года. В 60-70-х гг. прически представляли собой целые волосяные сооружения в полметра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куафёрами. Для того чтобы выполнить сложные прически, прибегали к металлическим или деревянным каркасам, использовали до десятка шиньонов, прикрепляя их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Верх причесок часто был увенчан не только лентами и перьями, но и бутафорскими изделиями, чучелами животных, цветами, плодами, растениями.

6. Мушкетер полка Альтблау, Швеция, 1624—1650

7. Революционная мода 18 в. Знаком революции стал трехцветный красно-бело-синий бант.

Давайте вспомним сказку “Золушка”, эпизод, когда фея- крестная предложила Золушке попасть на бал.

Как отреагировала Золушка на это предложение? (Очень обрадовалась, а затем, взглянув на себя, огорчилась)

- Почему это произошло? (На ней было надето грязное, испачканное золой платье, в котором она убирала дом, чистила посуду)

- Для чего была предназначена ее одежда? (Для работы)

- Как она выглядела, когда отправилась на бал? (В красивом, нарядном, роскошном платье)

- Правильно, какой можно сделать вывод? (Каждая одежда имеет свое предназначение, не во всякой одежде можно прийти в спортзал, больницу, на праздник)

А для школы, какая годится одежда? (классическая)

IV. Закрепление.

Итак: Как связаны интерьер и одежда эпохи?

Какие цвета господствуют в нарядных костюмах и интерьерах?

О чем говорит костюм этого времени

V. Практическая работа.

Я предлагаю вам создать наряд для Золушки, в котором она могла бы попасть на бал.

Работать будете в парах. У вас есть шаблон фигуры человека, вам остается обвести его и  создать костюм. В конце урока работа будет оценена.

VI. Итог. 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!