Рабочая тетрадь к факультативному курсу по истории Казахстана 8 класс

Автор: Лёвина Кристина Сергеевна, учитель истории, ГУ «Средняя школа №19», г. Костанай

 

Курс для 8 класса «История Казахстана нового времени в лицах»  (втор. половина XVII – нач. XX вв.)

Содержание рабочей тетради

1. Пояснительная записка

2. Занятие №1. Роль личности в истории  Казахстана нового времени вторая половина XVII – нач. XX вв

3. Занятие  № 2-8. Ханы Казахского ханства в период с XVII – начала XIX вв

4. Занятие 9-12. Влиятельные и мудрые  бии Казахского ханства в период с  конца XVII – XVIII вв

5. Занятие 13-16. Выдающиеся батыры Казахского ханства в период с  конца XVII – XVIII вв

6. Занятие 17- 24. Предводители национально- освободительных восстаний XVIII – XIX вв

7. Занятие  25- 28. Известные казахские кюйши Казахского ханства в период с  XVIII - начала XX вв

8. Занятие 29- 32. Выдающие мыслители и просветили Казахстана в период с  XIX  - начала XX вв

Пояснительная записка. 

Рабочая тетрадь к факультативному курсу по истории Казахстана «История Казахстана нового времени в лицах» (втор. половина XVII – нач. XX вв.) построена таким образом, чтобы можно было дополнить базу заданий учащихся 8- ых классов по темам «Исторические личности».

Данные задания можно использовать для успешной подготовке к экзаменам. Сборник может быть использован для самоподготовки, а также для проведения групповых и парных занятий.

Основное содержание рабочее тетради составляют задания, которые распределены по темам. Предложены к рассмотрению учащихся тестовые задания, а также задания требующие дополнительных знаний.

Данная рабочая тетрадь может быть полезна и учителям, и учащимся при организации подготовке к итоговой аттестации по истории Казахстана.

 

Занятие №1. Роль личности в истории  Казахстана нового времени вторая половина XVII – нач. XX вв.

1. Дайте правильный ответ:

Человека как личность, характеризует:

а) индивидуализированное состояние;

б) биологическое

в) социальное

г) идеологическое

д) религиозное

 

2. Завершите фразы:

Личность подразумевает способность человека……

При формировании личности оказывает влияние…..

Личностью нельзя назвать……..

 

3. Напишите эссе на тему: «Какими качествами должен обладать лидер?».

 

Занятие 9-12. Влиятельные и мудрые бии Казахского ханства в период с  конца XVII – XVIII вв.

Задание №1. Исторический диктант:

1. Вы­да­ющий­ся об­щест­вен­ный де­ятель, бий Стар­ше­го жу­за, один из ав­то­ров сво­да за­конов «Же­ты жар­гы», ора­тор и по­эт.

2. Вы­соко­эру­диро­ван­ный, с фе­номе­наль­ной па­мятью (не­кото­рых, с кем судь­ба сво­дила лишь на мгно­вение, он уз­на­вал че­рез мно­го лет), вспыль­чи­вый и гнев­ный, дис­ципли­ниро­ван­ный и по­рой азарт­ный, го­товый для собс­твен­но­го на­рода в бук­валь­ном смыс­ле «кость­ми лечь», и вмес­те с тем, для дру­гих эго­ис­тичный, — та­ков был этот  бий.

3. Пря­мые пред­ки этого бия поль­зо­вались из­вест­ностью в Сте­пи. Так, его пре­док Ораз би (1299–1385) был од­ним из бли­жай­ших со­вет­ни­ков ос­но­вате­ля Ту­ранс­ко­го го­сударс­тва Ти­мур ха­на, сде­лав­ше­го сво­ей сто­лицей Са­мар­канд.

 

Задание №2. Историческое лото, о ком идет речь:

1. Ро­дил­ся в 1663 го­ду в уро­чище Жай­сан на бе­регу ре­ки Чу (Жам­былс­кая об­ласть).

2. По­лучил раз­носто­рон­нее для сво­его вре­мени об­ра­зова­ние, учил­ся в зна­мени­том мед­ре­се Улуг­бе­ка и ус­пешно его окон­чил.

3. При ха­не Та­уке в 1680 го­ду он был приз­нан глав­ным би­ем Сред­не­го жу­за.

4. В 30 лет он стал стар­шим би­ем Млад­ше­го жу­за.

5. Он разг­ля­дел в пас­тушке «Са­бала­ке», пас­шем у не­го верб­лю­дов что-то осо­бен­ное, «гор­до­го со­кола», бу­дуще­го ха­на Абы­лая.

6. Име­нем  наз­вал его отец, на­род же проз­вал — «Каз да­уыс­ты».

 

Задание №3.  Дайте характеристику следующим лицам:

Толе бий –

Айтике бий –

Казыбек бий -

 

Задание №4. Исторический портрет (по высказыванию)

1. «Мог конс­кий во­лосок рас­сечь ме­чом прав­ды пов­доль».

2. «Мы – ка­захи, в сте­пи па­сем скот. Ни­кому не уг­ро­жа­ем, мы – мир­ный на­род. Чтоб счастье и уда­ча не по­кину­ли нас, что­бы враг невз­на­чай не ри­нул­ся на нас, мы дер­жим копье на­гото­ве и зна­ем це­ну доб­ро­го сло­ва. Мы – на­род, вер­ный в друж­бе, мы гос­тепри­им­ны и щед­ры, а в гроз­ный час, ког­да это нуж­но, ханс­кие юр­ты об­ру­шим мы! Сын, рож­денный от дос­той­но­го от­ца, ни­ког­да ра­бом не ста­нет. Дочь, рож­денная чест­ной ма­терью, ра­быней не ста­нет. Мы воль­ные лю­ди, де­ти сте­пи, сы­новей и до­черей сво­их в не­воле со­дер­жать не ста­нем. Вы, кал­мы­ки, от­ча­ян­ный на­род, но в чест­ном бою мы вам не ус­ту­пим. Ес­ли вы же­лезо, мы расп­ла­вим вас. Мы за мир, не за враж­ду, коль на­до – схлест­нем­ся в отк­ры­том бою. И клин­ком, и ме­чом отс­то­им свою честь. И храб­рых джи­гитов в сте­пях не счесть. Ты – ле­опард-каб­лан, я – лев-арыс­тан. Ты – ска­кун-тул­пар, я – гор­ный со­кол-сун­кар. И спус­ку вам не да­дим. С доб­ром приш­ли – доб­ром от­веть! Не хо­чешь ми­ра – по­лучишь вой­ну!».

3. «У гор­ных вер­шин есть один не­дос­та­ток – нет пе­рева­ла. В по­ловодье у рек есть один не­дос­та­ток – нет бро­да. У зла­то­ус­тых би­ев один не­дос­та­ток – ни­кому не да­ете сло­ва».

 

Задание №5. Определите по портрету батыра Казахского ханства.

Задание №6. Заполните схему:

Задание №7: Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте.

1. Расскажите о деятельности известных казахских биев, об их находчивости и красноречии?

2. Роль биев в роли номадов?

3. Кто такой бий?

 

Скачать полную версию   Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: 8 класс, история

Добавить комментарий
Mail.ru counter