Конспект урока: История России 18 века. 7 класс

« Прошлое не безупречно, но упрекать

его бессмысленно, а вот изучать необходимо» 

                                                          М. Горький

Цель урока:

- Углубить понимание  учащимися особенностей развития России этого периода ;

- Способствовать проявлению активности каждого учащегося;

- Содействовать воспитанию патриотических чувств школьников на основе фактов истории этого периода.

Ожидаемые учебные результаты

Учащиеся должны:

- Знать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I. Перемены в системе центрального и местного управления;

- Правильно объяснять и употреблять термины и определения  данной темы;

- Соотносить события и даты;

- Уметь работать с картой и картосхемой.

Основные используемые понятия:

Абсолютизм, протекционизм, работные люди, отходники, посессионные крестьяне, фаворит, откуп, просвещенный абсолютизм, капитал,  буферное государство.

Основные виды деятельности на занятии:

- Игра;

- Беседа;

- Работа с учебным текстом;

- Работа по карточкам;

- Работа с картосхемой

Оборудование:

1. Учебник  Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. Конец XVI - XVIII век»

2. Карточки с заданиями;

3. Ватман с картой схемой урок;

4. Список понятий.

5. Путевой лист;

Тип урока:

Итоговое повторение.

Форма урока:

Игра -  эстафета

 

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово.

Вступительное слово учителя о целях и задачах игры, представление участников, вручение путевых листов.

3. Мотивация.

Учитель говорит о значение данного периода в истории России.  После смерти Петра I  наступил период частой смены монархов. Но дворцовые перевороты не затрагивали основ государственного,  не покушались на господствующее положение дворянства. Исход их решался реальной вооруженной силой – гвардией. Знакомство с основными вопросами урока, и формой проведения.

4.Организация игровой деятельности.

1.Тупичок  Дат

Соотнесите важнейшие события и даты или указать даты важнейших событий, хронологический кроссворд

1.Полтавская битва (1709)

2.Итальянские и шведские походы Суворова  (1799)

3.Создание  Уложенной комиссии  (1767)

4.Присоединение Крыма (Тавриды) к России (1783)  

2. Улица  Понятий

1. Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

2. Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства  путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

3. Отходники – крестьяне, вынужденные уходить на заработки из родных мест как на мануфактуры, так и на сельскохозяйственные работы.

4. Откуп – передача государством частным  лицам за определенную плату сбора налогов или продажи каких-либо товаров.

3. Сквер  Изобретений

Ребята получают иллюстрации с изображением технических открытий этого период в России. Они должны рассказать об изобретениях и их значении.

Ползунов Иван Иванович  в 1765 году создал паровую машину

Кулибин в 1773-1775 годах создал «зеркальный фонарь».

Кулибин создал дворцовый лифт для императрицы

Родион Глинков построил в 1760г. гребнечесальную машину

Братья Моторины отлили царь-колокол

4.  Порт великих  географических открытий

Игра «Мазайка»

1719 -1721                       была составлена подробная карта Камчатки и Курильских островов;

1725 – 1729                     состоялась первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга.

Витус Беринг                  доказал существование пролива  между Азией и Америкой.

Степан Петрович           опубликовал 1756 году крупное двухтомное издание

Крашенинников            «Описание земли  Камчатки»

5 .Парк  культуры  Возрождения

1.Назовите основные стили архитектуры? (барокко, классицизм)

2.Назовите крупных  русских архитекторов  XVIII века (Растрелли, Баженов, Казаков, Старов)

3.О ком идет речь?

«Известен реконструкцией Александро-Невской лавры, строительством ряда усадеб под Петербургом. Однако самым крупным и известным его творением стал Таврический дворец со множеством богато убранных помещений, зимним садом.» (Старов)

4.Он, русский сердцем, родом итальянец,

Плетя свои гирлянды и венцы,

 В  морозных зорях видел роз румянец

И на снегу выращивал дворцы.

Он верил, что их пышное цветенье

Убережет российская зима.

Они росли – чудесное  сплетенье

Живой мечты и трезвого ума.

О ком идет речь?

6  Бульвар Личностей

«По национальности  - немка. В России приняла православие и новое имя. Трудолюбива, свято соблюдала православные  обычаи. Ввела обязательные прививки против оспы. Проводила успешную внешнюю политику. Заботилась о просвещении, вела переписку с французским философом Вольтером.» ( Екатерина II)

«Учился в Москве, Петербурге, Германии. Первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке. Создал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Описал историю славян. Доказал факт  существование атмосферы  на Венере. Создавал стеклянные украшения, мозаику.»  (   Ломоносов)

«В 12 лет зачислен в лейб – гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками, французами. Совершил знаменитый Швейцарский поход, разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Прожил 70 лет, дослужился до чина генералиссимуса, попадал в опалу императоров» (Суворов0

«ЕГО РЕФОРМЫ создали строго централизованную  систему управления, сфокусированную на царе, военизировали нарождающуюся бюрократию, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконил статус царской семьи.» ( Павел I)

7. Проспект   Просвещения

Раскройте значение понятий.

ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ –

ПРОСВЕЩЕННЫЙ -

АБСОЛЮТИЗМ -

Задание № 2 на с. 64 рабочей тетради.       

5.Подведение итогов.

- Понравилась ли вам такая форма проведения занятий?

- Что понравилось и что не понравилось на уроке?

- После подведении итогов учитель еще раз оценивает работу каждого из учеников.

6. Домашнее задание.

Опережающее задание. Познакомиться с содержанием  учебника «Новая история»

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter