Конспект урока: Возникновение средневековых городов. 6 класс

Цель урока: выяснить, почему и каким образом успехи в  хозяйстве привели к возникновению городов — торгово-ремесленных центров.

Задачи урока:

- показать роль крестьян и ремесленников в возникновении общественного разделения труда между городом и деревней;

- продолжить работу с учащимися по выработке умения прослеживать причинно-следственные связи в ходе исторического процесса.

Ход урока

 1. Орг.  момент

 2. Изучение нового материала:

 Ответы учащихся

 Вступительная беседа

Вступительная беседа:

Мы знаем, что города существовали уже в древности.

Вавилон, Афины, Спарта, Рим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ответы детей о жилище, постройках, хозяйстве крестьян, используемых крестьянами орудия труда.

 

 Труд зависимых крестьян был более производительным, чем труд рабов в древности: работая в своем хозяйстве, крестьяне были заинтересованы в результатах своего труда, в улучшении орудий труда.

     Сейчас одни люди живут в городе, другие в деревне.

     А всегда ли существовали города?

 

    Какие древние города вам известны?

 

Городов в древности было немного. Города были небольшие по размерам. Даже существовали города- государства(полисы)

Часто по названию города называли всё государство: Афины- Афинское государство, Вавилон- Вавилонское царство.

В странах бывшей Римской империи в раннее средневековье сохранились города. Но многие из них потеряли свое былое значение и не играли роли центров ремесла и торговли.

Чаще всего города были резиденцией королей, крупных феодалов, епископов или просто пограничными крепостями.

 

Рассмотрим карту в атласе (работа с легендой в атласе)

Мы видим, что к 14 веку на территории европы появляется множество городов.

Выясняем, чем объясняется рост городов во второй период развития средневековья?

Расскажите, как жила простая крестьянская семья в раннее средневековье.

 

 
   

 


Вспомните, как относились к труду рабы и как зависимые

  крестьяне.

Почему хозяйственные успехи были достигнуты не на земле феодала, а на земле крестьян.

 

 

 

   Успехи в развитии сельского хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При натуральном хозяйстве, крестьянская семья не могла себе позволить купить железо, не умела сама изготовить такое орудие труда.

 

 

 

 

 

 

 
   

 


Трехполье, лошадь, плуг, ветряная мельница, многократная вспашка земли.

 

Природные условия Западной Европы благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства: здесь много равнин с плодородными почвами, продолжительное лето с обильными дождями. Крестьяне совместными усилиями общины расчищали земли, заросшие кустарником, вырубали леса и корчевали пни, осушали болота, рыли каналы и пруды.

В результате этого лес отступал, возникали новые поселения, расширялась площадь обрабатываемых земель.

Плуг

   Тяжелый колесный плуг был известен в Риме еще в 1 в н.э.

   Но как орудие труда в Европе, он появился гораздо позже(11в) С чем это было связано?

С 11 века в Европе стал распространяться тяжелый колесный плуг. Чересло- нож, надрезает почву сверху, а железный лемех подрезал землю снизу. Вспашка земли стала глубокой, а рыхлили землю при помощи бороны с железными зубьями. Землю вспахивали 2-3 раза. Это называлось- многократной вспашкой земли.

Лошадь

Лошадь, для пахоты стали широко использовать с XI в., когда применили железные подковы, сберегающие копыта от повреждений, удобный хомут.

 

Почву удобряли мало и редко. Скот в летнее время пасли, как правило, в лесах и на болотах, поэтому навоз не использовался на полях. С 14 в. стало вводиться стойловое содержание скота, но и тогда вывозить навоз на поля было трудно из-за недостатка транспортных средств.

Трёхполье

Двуполье сменилось трехпольем. Мы видим. Что пашню делили не на два, а на три поля: одно засевали яровыми хлебами весной,  осенью- озимыми хлебами, а третью часть поля оставляли под паром. Теперь «отдыхала» не половина, а 1/3 пашни.

Мельница

В 11 веке вместо ручных зернотерок стали распространяться ветряные мельницы.

Это обеспечило высокий помол муки, т е улучшилось качество муки. В хозяйстве крестьян появляются железные орудия труда. Рразвиваются маслоделие и виноделие.

Вывод: Сравнительно с ранним средневековьем урожаи зерновых культур в Западной Европе возросли в 3-4 раза.

Перечислите все изобретения, новшества в земледелии, которые способствовали повышению урожаев.

Крестьяне стали жить лучше, в их хозяйстве появляются излишки

 

 

 

Урожай: зерно- прокормить семью,

 оброк, семена,

излишки

 

 

 

 

 Что такое излишки?

 Успехи в ремесле

У деревенских ремесленников так же накапливался трудовой опыт и они превращались в подлинных умельцев.

    Прочитав текст- «Успехи в ремесле».

     Назовите новые виды ремесла. Как развиваются старые ремесла?

Проследить изменения в орудиях труда.

                                          Текст:

Главной ремесленной специальностью в деревне был кузнец. Металла добыва ли тогда мало (учащиеся рассматривают изображение плавильной печи в учебнике) а спрос на кузнечные изделия был велик. Металлические .вещи высоко ценили их бережно хранили, торжественно дарили, передавали по завещаниям. Кузнець умели делать гвозди, стремена, подковы, лемеха, проволоку, замки и ключи, ковалк оружие и воинское снаряжение, отливали кухонные горшки и колокола, производили орудия для собственного труда.

На втором месте среди ремесленных специальностей стояли строители — плотники и каменщики. Для подъема грузов при постройке зданий применяли блоки и рычаги. Дерево обрабатывали с помощью простых токарных станков, то'поров, пил, ножовок, долот, стамесок, рубанков, сверл, а камень — зубилами, кирками, пилами, буравами. Но специальность каменщика была редкой, так как каменное строительство только начинало возрождаться на территории бывшей Римской империи, а в других районах было совсем новым делом.

Распространено было гончарное производство.

Одежда из шерстяных тканей все более вытесняла одежду из полотна и кожи. Ткачеством и пошивом одежды занимались в основном крестьянские семьи. Значительно улучшилось качество отделки и окраски тканей'. Постепенно вертикальный ткацкий станок вытеснялся горизонтальным (учащиеся рассматривают рисунок, читают подпись к нему). Производительность труда благодаря применению таких станков выросла в 3—5 раз.

 

 

 

     Как мы понимаем поговорку «Овца победила лен»

 

Сейчас вы мне назвали те изменения, которые произошли в ремесле. Развивалось земледелие и развивалось ремесло.

Раньше крестьяне сами мастерили нужные им вещи.

Ремесло не было отделено от с/х. Но для изготовления колесного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки в труде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ремесленник мог купить сырье, получить заказы,

сбыть товары.

 

 

Города возникали в различных местах:

на перекрестках дорог,

у речных переправ,

у морских гаваней,

у монастырей,

 у замков феодалов.

Среди крестьян выделяются «умельцы»- знатоки того или иного ремесла. Они передавали свой опыт из поколения в поколение.

Но чтобы успешно заниматься своим делом, ремесленники должны были меньше времени уделять работе на земле.

Ремесло должно было стать их главным занятием. В деревне каждый стал заниматься своим любимым делом. Благодаря урожаям и появлению излишков. Так как крестьяне могли обменять продукты на изделия ремесленников. Ремесленника «кормило» его ремесло.

Происхлдило постепенное отделение ремесла от с/х.

Рассказ ремесленника

     Почему ремесленники стали уходить из вотчин? (2 причины)

    1) в деревне было мало заказов, так как существовало натуральное хозяйство, и ремесленник не мог продать свои изделия.

    2)Большую часть изделий ремесленник должен был отдавать феодалу в счет оброка.

Именно поэтому ремесленники стремились уйти из вотчин, покинуть крестьянскую общину.



Где селились ремесленники и почему именно в этих местах?

(работа с опорным конспектом)

 

Это отразилось в названиях многих городов:

«бург»- означает крепость,

«фурт»- брод,

 «бридж»- мост,

«честер» от лат. (каструм) лагерь.

В результате отделения ремесла от с/х в Европе появилось много городов.

Жители города занимались ремеслом и торговлей.

 А жители деревни – занимались с/х.

 

Домашнее задание: вопрос 8 в учебнике.

 

Закрепление материала:

1) Как возникли города?

а) Чем было вызвано выделение ремесла в занятие большой группы людей?

б) Почему ремесленники уходили из вотчин?

в) Где они селились и почему именно в этих местах?

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter