Цель урока: выяснить, почему и каким образом успехи в хозяйстве привели к возникновению городов — торгово-ремесленных центров.
Задачи урока:
- показать роль крестьян и ремесленников в возникновении общественного разделения труда между городом и деревней;
- продолжить работу с учащимися по выработке умения прослеживать причинно-следственные связи в ходе исторического процесса.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Изучение нового материала:
Ответы учащихся |
Вступительная беседа |
Вступительная беседа: Мы знаем, что города существовали уже в древности. Вавилон, Афины, Спарта, Рим.
Ответы детей о жилище, постройках, хозяйстве крестьян, используемых крестьянами орудия труда.
Труд зависимых крестьян был более производительным, чем труд рабов в древности: работая в своем хозяйстве, крестьяне были заинтересованы в результатах своего труда, в улучшении орудий труда. |
Сейчас одни люди живут в городе, другие в деревне. А всегда ли существовали города? Какие древние города вам известны? Городов в древности было немного. Города были небольшие по размерам. Даже существовали города- государства(полисы) Часто по названию города называли всё государство: Афины- Афинское государство, Вавилон- Вавилонское царство. В странах бывшей Римской империи в раннее средневековье сохранились города. Но многие из них потеряли свое былое значение и не играли роли центров ремесла и торговли. Чаще всего города были резиденцией королей, крупных феодалов, епископов или просто пограничными крепостями. Рассмотрим карту в атласе (работа с легендой в атласе) Мы видим, что к 14 веку на территории европы появляется множество городов. Выясняем, чем объясняется рост городов во второй период развития средневековья? Расскажите, как жила простая крестьянская семья в раннее средневековье. Вспомните, как относились к труду рабы и как зависимые крестьяне. Почему хозяйственные успехи были достигнуты не на земле феодала, а на земле крестьян.
|
|
Успехи в развитии сельского хозяйства |
|
При натуральном хозяйстве, крестьянская семья не могла себе позволить купить железо, не умела сама изготовить такое орудие труда.
Трехполье, лошадь, плуг, ветряная мельница, многократная вспашка земли. |
Природные условия Западной Европы благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства: здесь много равнин с плодородными почвами, продолжительное лето с обильными дождями. Крестьяне совместными усилиями общины расчищали земли, заросшие кустарником, вырубали леса и корчевали пни, осушали болота, рыли каналы и пруды. В результате этого лес отступал, возникали новые поселения, расширялась площадь обрабатываемых земель. Плуг Тяжелый колесный плуг был известен в Риме еще в 1 в н.э. Но как орудие труда в Европе, он появился гораздо позже(11в) С чем это было связано? С 11 века в Европе стал распространяться тяжелый колесный плуг. Чересло- нож, надрезает почву сверху, а железный лемех подрезал землю снизу. Вспашка земли стала глубокой, а рыхлили землю при помощи бороны с железными зубьями. Землю вспахивали 2-3 раза. Это называлось- многократной вспашкой земли. Лошадь Лошадь, для пахоты стали широко использовать с XI в., когда применили железные подковы, сберегающие копыта от повреждений, удобный хомут. Почву удобряли мало и редко. Скот в летнее время пасли, как правило, в лесах и на болотах, поэтому навоз не использовался на полях. С 14 в. стало вводиться стойловое содержание скота, но и тогда вывозить навоз на поля было трудно из-за недостатка транспортных средств. Трёхполье Двуполье сменилось трехпольем. Мы видим. Что пашню делили не на два, а на три поля: одно засевали яровыми хлебами весной, осенью- озимыми хлебами, а третью часть поля оставляли под паром. Теперь «отдыхала» не половина, а 1/3 пашни. Мельница В 11 веке вместо ручных зернотерок стали распространяться ветряные мельницы. Это обеспечило высокий помол муки, т е улучшилось качество муки. В хозяйстве крестьян появляются железные орудия труда. Рразвиваются маслоделие и виноделие. Вывод: Сравнительно с ранним средневековьем урожаи зерновых культур в Западной Европе возросли в 3-4 раза. Перечислите все изобретения, новшества в земледелии, которые способствовали повышению урожаев. Крестьяне стали жить лучше, в их хозяйстве появляются излишки |
|
|
|
|
Урожай: зерно- прокормить семью, оброк, семена, излишки
|
Что такое излишки? Успехи в ремесле У деревенских ремесленников так же накапливался трудовой опыт и они превращались в подлинных умельцев. Прочитав текст- «Успехи в ремесле». Назовите новые виды ремесла. Как развиваются старые ремесла? Проследить изменения в орудиях труда. Текст: Главной ремесленной специальностью в деревне был кузнец. Металла добыва ли тогда мало (учащиеся рассматривают изображение плавильной печи в учебнике) а спрос на кузнечные изделия был велик. Металлические .вещи высоко ценили их бережно хранили, торжественно дарили, передавали по завещаниям. Кузнець умели делать гвозди, стремена, подковы, лемеха, проволоку, замки и ключи, ковалк оружие и воинское снаряжение, отливали кухонные горшки и колокола, производили орудия для собственного труда. На втором месте среди ремесленных специальностей стояли строители — плотники и каменщики. Для подъема грузов при постройке зданий применяли блоки и рычаги. Дерево обрабатывали с помощью простых токарных станков, то'поров, пил, ножовок, долот, стамесок, рубанков, сверл, а камень — зубилами, кирками, пилами, буравами. Но специальность каменщика была редкой, так как каменное строительство только начинало возрождаться на территории бывшей Римской империи, а в других районах было совсем новым делом. Распространено было гончарное производство. Одежда из шерстяных тканей все более вытесняла одежду из полотна и кожи. Ткачеством и пошивом одежды занимались в основном крестьянские семьи. Значительно улучшилось качество отделки и окраски тканей'. Постепенно вертикальный ткацкий станок вытеснялся горизонтальным (учащиеся рассматривают рисунок, читают подпись к нему). Производительность труда благодаря применению таких станков выросла в 3—5 раз. |
|
Как мы понимаем поговорку «Овца победила лен» |
|
Сейчас вы мне назвали те изменения, которые произошли в ремесле. Развивалось земледелие и развивалось ремесло. Раньше крестьяне сами мастерили нужные им вещи. Ремесло не было отделено от с/х. Но для изготовления колесного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки в труде. |
Ремесленник мог купить сырье, получить заказы, сбыть товары.
Города возникали в различных местах: на перекрестках дорог, у речных переправ, у морских гаваней, у монастырей, у замков феодалов. |
Среди крестьян выделяются «умельцы»- знатоки того или иного ремесла. Они передавали свой опыт из поколения в поколение. Но чтобы успешно заниматься своим делом, ремесленники должны были меньше времени уделять работе на земле. Ремесло должно было стать их главным занятием. В деревне каждый стал заниматься своим любимым делом. Благодаря урожаям и появлению излишков. Так как крестьяне могли обменять продукты на изделия ремесленников. Ремесленника «кормило» его ремесло. Происхлдило постепенное отделение ремесла от с/х. Рассказ ремесленника Почему ремесленники стали уходить из вотчин? (2 причины) 1) в деревне было мало заказов, так как существовало натуральное хозяйство, и ремесленник не мог продать свои изделия. 2)Большую часть изделий ремесленник должен был отдавать феодалу в счет оброка. Именно поэтому ремесленники стремились уйти из вотчин, покинуть крестьянскую общину. Где селились ремесленники и почему именно в этих местах? (работа с опорным конспектом) |
|
Это отразилось в названиях многих городов: «бург»- означает крепость, «фурт»- брод, «бридж»- мост, «честер» от лат. (каструм) лагерь. В результате отделения ремесла от с/х в Европе появилось много городов. Жители города занимались ремеслом и торговлей. А жители деревни – занимались с/х. Домашнее задание: вопрос 8 в учебнике. |
Закрепление материала:
1) Как возникли города?
а) Чем было вызвано выделение ремесла в занятие большой группы людей?
б) Почему ремесленники уходили из вотчин?
в) Где они селились и почему именно в этих местах?