Конспект урока: Лики Ивана Грозного

Цель: контроль за знаниями учащихся по изученному материалу: Иван III

познакомить учащихся с семейным "ликом" Ивана Грозного и дать представление об эпохе его правления;

продолжить формирование навыков работы с документами, компьютером, записи лекции учителя.

Оборудование: компьютер, презентация, генератор тестов

Ход урока.

I. Опрос. В течение 6 минут работают три группы.

1 группа. Задание: выполнить тестирование (на компьютере): 10 учеников

( Инструкция для учащихся для работы на компьютере: пуск, программа, utc, тестер, сетевое, соединиться, выбираем тест по истории 6 класс, начать, фамилия, имя, в левом углу ответ, в правом углу - далее)

Содержание тестов:

1. Назвать орган власти при Иване III по его функции: совещательный орган:

1. Дворец

2. Боярская дума

3. Казна

4. Великий князь, самодержец

2. Окончательное присоединение Новгорода к Москве совершилось в:

1 1471 г

2 1472 г

3 1478 г

4 1481 г

3. Что понималось под кормлением:

1. территория, с которой должностное лицо собирало часть государственных доходов в свою пользу

2. административно- территориальная единица

3. военный округ

4. судебный орган

4. Что понималось в Древней Руси под термином "черносошные крестьяне":

1. богатые крестьяне

2. бедные крестьяне

3. пахари с сохой черного цвета

4. юридически свободные крестьяне

5. В каком году в летописи впервые упомянута Москва:

1 1147 г

2 1174 г

3 1223 г

4 1051 г

6. Правление Ивана III:

1 1359-1389 г

2 1462-1505 г

3 1505-1533 г

4 1553-1584 г

7. В каком году произошла Куликовская битва:

1. 1350 г

2. 1370 г

3. 1380 г

4. 1390 г

8. Кто такой смерд:

1. холоп

2. человек низкого рода

3. крестьянин

4. княжеский слуга

9. Иван III издал "Судебник":

1. 1497 г

2. 1487 г

3. 1477 г

4. 1498 г

10. Что такое "Русская правда":

1. кодекс чести племени руссов

2. тайное учение племени руссов

3. договор о мире

4. свод законов, действовавших в Киевской Руси

 

II группа. Работа с документами:

1.В.О.Ключевский " Символы новой государственности"

            ( работу выполняет на уроке Попова Аня, отвечая на вопрос: "Какую роль сыграли символы новой государственности в укреплении государства?")

2. Н.М.Карамзин " О Василии III"

                ( работу выполняет на уроке Брежнева Валя, отвечая на вопрос: "Охарактеризовать Василия III как государственного деятеля и человека")

3. III группа ( остальные учащиеся):

Работа с хронологией:

Цель задания: актуализация опорных знаний для изучения нового материала.

Задание: Назвать промежуточные даты в годы правления Ивана III, которые повлияли на развитие русского государства.

1462-1505 г.----правление Ивана III

1478 г --- присоединение Новгорода к Москве

1480 г ---Стояние на реке Угре, конец татаро-монгольского ига

1497 г---"Судебник" Ивана III

( В тетради учащиеся фиксируют основные выводы: расширение территории, укрепление власти великого князя, независимое суверенное государство, возросшая роль московского князя, свод законов, распространявшийся на территории всего государства, положивший начало закрепощению крестьян)

В течение 4 минут проверка работы  II группы. Ответы учащихся:

Попова Аня: " Иван III принял новый титул "государь всея Руси". В этом титуле две идеи выделяет Ключевский:

- мысль о московском государе, как национальном властителе всей Русской земли;

- мысль, как о политическом и церковном преемнике византийских императоров.

Теперь царь- самодержец, государь независимый, никому не платящий дань. На его печатях появляется герб: двуглавый орел. А скипетр и держава: символы верховного правления".

Брежнева Валя: " Василий III продолжил политику своего отца. Это выразилась в том, что:

- решал важные дела в совете бояр;

- утверждал, однако, свое мнение, умел повелевать;

- присоединял  территории, важные для государственного могущества. В словах Карамзина заключен главный вывод: не унизил России, даже возвеличил оную, и после Иоанна ещё казался достойным самодержавия".

Вопрос к классу: Посмотрите на записи в тетрадях, скажите, что нужно добавить в выводы? Запись в тетрадях: государственная символика - как символы верховного правления; укрепление могущества государства;

укрепление могущества государства.

 В течение 3 минут

Сочинение- эссе «Москва – третий Рим» - выступает ученик с домашним заданием – Николенко.

( запись в тетрадях: идейная теория «Москва – Третий Рим».)

Итак, подведем итог всей нашей работе. Вопрос к классу: Так что же оставили  в наследство следующему правителю Иван III и Василий III?

( Зачитываются записи в тетрадях).

Вопрос к классу: Как вы думаете, а какая теперь будет стоять задача в XVI веке?

Вывод учащихся:

- крепить верховную власть;

- формировать единое экономическое пространство;

- внешней политикой крепить международный престиж и авторитет России среди европейских государств.

(Физзарядка в течение 1 минуты)

II. Новый материал.

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы совершим экскурсию. Вы будете вести дневник экскурсанта, в котором подробно отразите содержание экскурсии. Сейчас в тетрадях оставьте место для темы, разделите страницу тетради на 2 части, проведя чету так, как указано на доске.

Закройте все глаза. Звучит музыка. Представьте, что мы находимся в зале исторического музея в Москве, в картинной галерее. Останавливаемся, открываем глаза. И вот он!

(появляется первый слайд: картина Ильи Глазунова «Иван Грозный»)

Будущий царь родился в 1530 году в семье великого князя Василия Ивановича

( Василия III)  и нарекли его  Иоанном. В три года он потерял отца, а ещё через 5 лет- мать- Елену, из рода Глинских. Позднее народ назовет этого человека  Грозным  и не случайно.

(Тема урока: Лики Ивана Грозного.)

Мы познакомимся на этом уроке с семейным ликом, одновременно получая представление об эпохе правления Ивана Грозного.

Перед вами картина нашего современника Ильи Глазунова. О чем хотел рассказать автор?

( К картине подходит ученица Канзычакова , она раскрывает содержание картины, объясняет отраженное в ней противоречие между божественной освещенностью власти  первого русского царя и социальной действительностью эпохи его правления.)

Рассказ ученицы: « Посмотрите, каков общий фон картины: черное небо над Москвой, центральное событие- казнь, и, наконец, главный герой – царь Иоанн,- плотно сжатые губы, сдвинутые брови и подозрительные, страшные глаза. Картина оставляет тяжелое впечатление. Но, с другой стороны, Грозный изображен в иконописной манере: плоско написана одежда и посох, объемно- только лицо и руки.

Далее учитель: Этим автор подчеркивает противоречие, конфликт между законностью, божественной  освещенностью власти Ивана Грозного и  всем ужасом, всей тяжестью его деяний.

Существует легенда о рождении Ивана IV: « Когда в семье великого князя ВасилияIII родился мальчик, повивальная бабка взяла его на руки, посмотрела на младенца и удивилась. У него было совершенно взрослое лицо. Она предрекла родившемуся человеку великое будущее, надежды на благие свершения. Но тут младенец больно ударил старуху ножкой в лицо. Она вскрикнула: « Нет. У ребенка – 2 сердца: одно доброе, другое – злое».

( 2 сердца: красное- как все доброе в жизни человека и царя Ивана IV, черное – как символ зла.)

На экране красное сердце.

Посмотрим, что же доброе в жизни человека и царя Ивана Грозного произошло?

( Работа в тетрадях: заполнение таблицы)

 

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ.

«…от природы он (царь) получил ум бойкий, гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский московский ум.

Иван рано осиротел, с детства видел себя среди чужих людей».

« А так как он был крайне чувствительным мальчиком, то в его душе…всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности , одиночества. Отсюда…робость, ставшая основной чертой его характера».

 

Вопрос: 1.Какие черты характера Ивана IV могли сделать его человеком  и государем справедливым, мудрым, добрым?

               2. Какие же жизненные обстоятельства препятствовали этому?

 

В детстве Иван IV терпел унижения со стороны боярства, набравшего вес в годы правления Елены Глинской, и очень это переживал. А порою изумлял современников благородством поступков. Так в 1543 году на одном из заседаний Думы Шуйские в присутствии Иоанна набросились на Воронцова и пытались его задушить.13- летний мальчик с помощью митрополита спас его.

А в 17 лет он влюбился, как только может влюбиться чувствительный юноша, и женился на юной и скромной Анастасии, дочери Романа Юрьевича Кошкина- Захарьина, боярина, окольничего. Но не знатность рода, а личные достоинства привлекли будущего царя. Современники приписывали Анастасии все женские добродетели: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, основательный ум, не говоря о красоте, ибо та считалась необходимой принадлежностью счастливой царской невесты.

А Иоанн уже величался царем.

Распри вельмож- правителей, разгул и притеснения вызвали всеобщее недовольство крестьян, посадских людей, дворян, значительной части боярства и духовенства. С надеждой многие смотрели на Ивана IV.

И как мы уже сегодня говорили  на уроке, что идея « Москва- Третий Рим» привела власть к решимости сделать московское княжество « царством» через официальное усвоение московскому князю титула « цезаря- царя». За две недели до свадьбы 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля Иоанн Васильевич был торжественно коронован « на царство».

По « чину венчания», составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться « царём и великим князем всея Руси». Так на Руси появился первый царь! Иоанн со своей избранницей прожил счастливых 13 лет. Она подарила ему двух сыновей: Ивана и Федора

 

На экране черное сердце.

В.О.Ключевский писал: « Как и все люди, выросшие среди чужих людей без отцовского призора и материнского привета, Иван рано освоил себе привычку: ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, были его первыми политическими впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность… Иван рано привык думать, что окружен только врагами».

Навсегда запомнит 17- летний царь июнь 1547 года ( пожар в Москве). Погибло 1700 человек. Но главное, что этими событиями воспользуется московское боярство, борющееся за власть. Бояре обвинят в пожаре Глинских. Навсегда запомнит свой страх Иван Грозный и никогда не простит его ни народу, ни боярству.

Да, юный царь был злопамятен, мнителен и по- настоящему жесток. Эти черты: своеволие, жестокость, чувство безнаказанности- Иван IV перенесет и в семейную жизнь, и в политику.

После смерти Анастасии, укрощавшей его страсти, царь пустился в загул. 7жен, множество заложниц, расправа с людьми по подозрению. Таким было его черное сердце.

После всего описанного кажется, что можно существовать в такой раздвоенности, творить добро и грешить, и так всю жизнь! Но человека, разрываемого противоречиями, всегда настигает событие, которое покажет его истинную сущность.

И вот перед вашими глазами, ребята, последний экспонат « нашего зала»- «Семейный лик Ивана Грозного». Это картина И.Репина «Иван Грозный убивает своего сына».

Ссора между отцом и сыном. И посохом несколько раз царь ударил царевича по голове. Несчастный сын упал, обливаясь кровью. Ярость отца исчезла. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении царь воскликнул: « Я убил сына! И кинулся его обнимать, старался его удержать кровь, текущую из глубокой раны, плакал, рыдал, звал лекарей, молил Бога о милосердии, сына – о прощении.

 

Красным полымем всходит Любовь,

Цвет любви на  земле одинаков.

Да прольется горячая кровь

Лепестками разбрызганных маков.

Через 4 дня скончался сын Иван в Александровской слободе. Царь несколько дней сидел неподвижно у трупа сына, без пищи и сна.

22 ноября 1581 года бояре и князья понесли в Москву гроб к церкви Святого Михаила Архангела. Сняв с себя царскую одежду, в печальной ризе, в виде простого, отчаянного грешника царь бился о гроб и землю с пронзительными воплями. Он даже хотел уйти в монахи, просил бояр найти достойного кандидата. Те изумились, но боялись коварства.

Однако царь вскоре успокоился, разослав 10 тысяч рублей патриархам в Константинополь, Иерусалим, Александрию.

Злое, « черное сердце» победило! В этом трагедия Ивана IV и страны, которой он управляет.

Экскурсия окончена. Попробуем озвучить ваш дневник.

( Репин писал картину с реальных людей: Иван Грозный – этюд с художника Мясоедова, царевич – в написании портрета позировал писатель Всеволод Михайлович Гаршин. « В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича»,- писал Репин).

 

ДОБРОЕ

ЗЛОЕ

1.Ум бойкий, гибкий, вдумчивый

1.Робость, чувство страха.

2. Чувствительный мальчик, юноша, способный на благородные поступки.

2. Злопамятен, мнителен, жесток.

3. Бескорыстная любовь к Анастасии.

Искреннее сопереживание за содеянное.

3. Своеволен, чувство безнаказанности.

Зло побеждает!

 

Учитель: следующие лики мы рассмотрим на следующих уроках.

Запишите домашнее задание: учебник, стр.192-195, дополнить таблицу, которую заполняли в классе, слова, даты (1533 год, 1547 год).

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter