Конспект урока: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. 5 класс

Цели: Ознакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников;

- продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний;

- формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты.

Оборудование: карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», картина «Гончарная мастерская».

Термины: фараон, папирус, Нил, Мемфис

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила».

А) Подготовка устного ответа по карточке.

                         КАРТОЧКА.

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?»

Для этого вспомни:

- Где находится Египет?

- Какой климат и рельеф имеет страна?

- Какую роль в жизни египтян играла река Нил?

- Какие природные изменения происходили с рекой в период летнего солнцестояния?

- Какие занятия существовали у жителей Египта?

Сделай вывод.

Б) Индивидуальная работа (письменно) по карточкам (5 человек)

ЗАДАНИЕ: внимательно прочитай отрывок исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». Ответь на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни илу?»

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота,

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря нему и богатства обретают по его воле.

В) Фронтальная беседа по вопросам:

  - Как назывался правитель Древнего Египта?  (Фараон)

  - Как называется растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма? (Папирус)

  - Какой город был столицей Египта?  (Мемфис)

  - Когда в Египте образовалось единое государство? ( 3тыс. лет до н. э.)

3. Переход к новой теме.

Итак, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой, Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла.

- Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта?

4. Изучение новой темы.

                      ПЛАН

1. Жители Египта.

2. Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников.

3. Сбор налогов.

 

На доске: тема урока, новые слова.

1. Самостоятельная  работа с текстом учебника.

- Прочитайте п1  на с.35.

- Ответьте на вопрос: «На какие группы делилось население Древнего Египта?» (Фараоны, вельможи, писцы, земледельцы, ремесленники.)

2. Работа с историческим документом.

Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи.

Задание. Выяснить: какие виды ремёсел были развиты в Древнем Египте? Как жили ремесленники? В тетрадь вписать виды ремёсел.

Хети везёт сына в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчёркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжёлого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Для 1-й группы.

О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) ещё ребёнок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были как кожа крокодила, и  он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устаёт больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он  работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Каменотёс ищет работу по всякому твёрдому камню. Когда же он кончает, руки его падают, он утомлён. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.

Для  2-й группы.

Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчёлам ,поедающим свои труды…

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все одежды его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб- отдаёт он его домой; избиты, избиты его дети.

У земледельца  одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»… Устаёт он… и спокойно ему так, как спокойно кому- нибудь под львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.

Для 3-ей группы.

Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Даёт он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет…

Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он своё имущество детям из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти…

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы,… рука его не останавливается.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему также спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жуёт он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом… Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…

Я расскажу тебе ещё о рыбаке, достаётся ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.

3. Беседа по вопросам к документу.

Записать в тетрадь виды ремёсел в Древнем Египте.

О работе горшечников можно рассказать по картине «Гончарная мастерская»

4. Работа над новым понятием.

Налоги - это платёж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота, сделанной продукцией) господину зависимым населением или налоги – это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона.

5. Закрепление изученного материала.

 - На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы)

- Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? (Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач и т. д.)

- Что обозначает понятие  «налоги»? (Платёж чем – либо фараону или государству)

- Кто платил налоги? (Все зависимые от знати категории населения)

- Как называли сборщиков налогов? (Писцы)

6. Подведение итогов урока.

7. Выставление оценок.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Добавить комментарий
Mail.ru counter